Новая редакция закона «Об электронной подписи» радикально изменила сложившуюся за десятилетие практику применения ЭП. Поправки перекроили как процедуру получения, так и практику применения цифровых подписей. В итоге в 2022 году, когда заработают все новые пункты закона, бизнес окажется в новой цифровой реальности.
Электронная подпись (ЭП) — инструмент заверения цифровых документов, подтверждающий их неизменность и подписание конкретным владельцем. Сегодня при взаимодействии с контрагентами и государственными органами без ЭП не обходится ни одно современное юридическое лицо, растет и частота ее применения во внутреннем документообороте. С 2011 года, когда был принят
Однако ЭП, которая должна была стать защитой для цифрового документооборота, сама оказалась уязвимой. Мошенники обнаружили, что завладеть цифровыми ключами не так сложно — их можно не только украсть или забрать, но просто выпустить на имя человека, который об этом даже не подозревает. Злоумышленники легально выпустили ЭП и через портал Росреестра смогли оформить дарственную на недвижимость на подставное лицо. После одного этого резонансного преступления встал вопрос о повышении уровня защищенности механизмов электронного подтверждения. В конце декабря 2019 года президент России подписал
Большинство изменений должны были заработать уже с 1 июля 2020 года, однако пандемия COVID-19 и сопутствующий карантин вынудили отложить сроки вступления в силу части дополнительных положений закона. Новые даты установлены ст. 22
Каждому свой ключ
Согласно новой редакции
Квалифицированный сертификат ЭП физлица можно использовать только совместно с цифровой доверенностью. То есть руководитель компании имеет право уполномочить того или иного сотрудника на подписание определенного рода документов. Например, бухгалтеру разрешить отправлять отчетность в ФНС. При этом к каждому подписанию КЭП физического лица требуется прилагать цифровую доверенность, в которой должно быть прописано право на совершение данной операции.
Пока формат и требования к цифровой доверенности находятся на ранних стадиях разработки, нет информации о структуре и содержании доверенностей, описания процесса выдачи и механизмов их отзыва. Вместе с тем, в новой редакции
Кроме того, с 2022 года бизнес сможет использовать сертификаты ЭП юридического лица, не привязанные к конкретному человеку. Такие сертификаты могут применяться для автоматического создания и проверки ЭП, например, для заверения технологических отчетов информационных систем. Пока этот вид ЭП был доступен только для работы со СМЭВ (системой межведомственного электронного взаимодействия).
Тонкости получения
Сейчас КЭП можно получить в любом удостоверяющем центре (УЦ), но уже с 2022 года руководители компаний и индивидуальные предприниматели пойдут за ключами в доверенные УЦ Федеральной налоговой службы, главы госорганов — в УЦ Федерального казначейства, а директора и президенты банков — в УЦ Центробанка. Все остальные смогут получить КЭП в коммерческих центрах.
Еще одно нововведение — уже с января 2021 года в РФ появится облачная электронная подпись, хранящаяся в аккредитованных УЦ. То есть пропадет необходимость в использовании USB-накопителей или карт памяти для записи цифрового ключа. Флешки нередко теряются, становятся добычей злоумышленников и просто ломаются в самый неподходящий момент. Со следующего года станет доступно хранение ключей ЭП непосредственно на серверах выдавшего их УЦ. Благодаря этому все виды КЭП можно будет применять не только с компьютера или ноутбука, но и с планшета или смартфона, что сделает ЭП еще более удобной.
Кроме того, новая редакция
Центр тяжести
Нововведения в закон полностью перекроят рынок удостоверяющих центров. Сейчас в России действует более 500 аккредитованных УЦ, с января 2022 года их должно стать меньше. Поправки в
Ужесточается и сама процедура аккредитации центров. Будет создан специальный орган, который станет рассматривать документы УЦ, оценивая, насколько они соответствуют требованиям законодательства. Центры, не прошедшие аккредитацию, будут закрыты с января 2022 года, а выданные ими ЭП станут недействительны. В итоге количество УЦ уменьшится на порядок, останутся только самые крупные игроки, которые, по мнению законодателей, и более стабильны, и более ответственны при проверке документов заявителей.
С помощью изменений в закон «Об электронной подписи» государство пытается отсечь недобросовестных игроков и сделать применение ЭП максимально защищенным. А создание надежного и безопасного механизма электронного заверения документов — это еще один шаг на пути к безбумажному документообороту, который, в свою очередь, важный элемент цифровой трансформации экономики страны.