Масштабная серия онлайн-встреч с экспертами Lenovo стартовала в конце апреля и уже представлена полутора десятками доступных в записи веб-презентаций на самые разные темы, от обзора решений компании для ЦОДов до тонкостей взаимодействия с сервисной поддержкой вендора. Эксперты на простом и доступном языке рассказывают о технологиях и продуктах Lenovo — серверах, системах хранения данных, сетевом оборудовании, программно-определяемых системах, программном обеспечении, — делая акцент на вопросах администрирования и сервисного обслуживания.
Хотя у привычных офлайновых мероприятий немало бесспорных преимуществ, онлайн-семинары и лекции вполне адекватны как средство налаживания коммуникаций между продуктовыми экспертами вендоров и дистрибьюторов, с одной стороны, и ИТ-специалистами партнёров и заказчиков — с другой. Компания Lenovo предлагает доступ ко множеству проведённых вебинаров по теме современных решений для ЦОДов на специализированном сайте lenovogames.ru.
Вебинары рассчитаны на широкую аудиторию ИТ-специалистов — как на тех, кто пока мало знаком с предложениями Lenovo для ЦОДов, так и на действующих заказчиков и партнёров компании. Читателям itWeek наверняка будет интересно ознакомиться с одним из докладов, представленных в этой серии вебинаров, — с презентацией Григория Прялухина, менеджера по программно-определяемым решениям, в которой он рассмотрел проблему выбора оптимальной гиперконвергентной платформы и соответствующие решения, предлагаемые Lenovo.
Гибкость как двигатель прогресса
Технологии непрерывно развиваются по пути наращивания гибкости. Первые мануфактуры приходилось строить поблизости от полноводных рек: силу воды, вращавшей громадные приводные колёса, нельзя было передать системами блоков и шкивов на сколько-нибудь значительное расстояние. Изобретение паровой машины дало возможность возводить фабрики где угодно, однако крутящий момент с вала такой машины по-прежнему передавался на станки ремёнными приводами, что ограничивало масштабы производств. Созданный Эдисоном двигатель постоянного тока пустил по проводам саму энергию, позволив значительно расширить производственные площади. И наконец, переход от постоянного тока к переменному открыл путь к передаче энергии на действительно большие расстояния: крупные электростанции сделались отдельными предприятиями и начали обеспечивать работу не только промышленных, но и бытовых электроприборов, а впоследствии и электроники.
С вычислительными средствами история приблизительно такая же, разве что более спрессованная по времени. ИТ-инфраструктура крайне бурно эволюционировала со времён мейнфреймов до наших дней. Сегодня ИТ-компании — да и любые предприятия, переживающие цифровую трансформацию и нуждающиеся в быстрой обработке значительных массивов данных, — стремятся так или иначе реализовать облачный подход к своим вычислительным средствам. С точки зрения заказчика — не разработчика или администратора, а именно конечного клиента — облако оказывается выгоднее классической, локализованной ИТ-инфраструктуры сразу по четырём параметрам:
- ускоряется time-to-market, время вывода нового продукта или услуги на рынок. Быстрее возникают новые идеи, быстрее происходит их воплощение, быстрее извлекается прибыль;
- потребление становится гибким. Облако для клиента обладает безграничными ресурсами, которые он волен потреблять ровно в том объёме и в то время, как и когда ему это необходимо. От ставших ненужными вычислительных мощностей, пространств хранения, подписок на лицензии ПО и т. п. можно точно так же моментально отказаться, а едва в них снова возникнет нужда — тут же пустить новые ресурсы в дело без капитальных инвестиций в инфраструктуру;
- сегодня всем хочется простоты «в один клик»: смартфоны и прочие гаджеты привели к консьюмеризации бизнес-сознания. Каждый заказчик мечтает получить все необходимые ему на данный момент услуги по нажатии единственной кнопки «Сделать хорошо», не задумываясь над тем, как именно это работает;
- инновации становятся непрерывными. Работая с облаком, заказчики сразу же получают плоды самых современных разработок, не инвестируя в них сообразных объёмов времени, усилий и финансов. Менять оборудование, заботиться о совместимости нового «железа» со старым ПО и наоборот, прилагать иные усилия не требуется. Более того, потребители убеждены — и раз за разом убеждаются снова, — что облако, которое предоставляет им эти услуги, с каждым днём становится ещё лучше и богаче в плане новых возможностей.
Всё это и в самом деле замечательно, однако прямой переход от чисто локальной инфраструктуры к полностью облачной для подавляющего большинства заказчиков по тем или иным причинам неприемлем. В этом случае оптимальным компромиссом оказывается гиперконвергентная инфраструктура (hyperconverged infrastructure, HCI) — объединение вычислительных ресурсов, хранилищ и виртуализации в интегрированную систему, администрируемую посредством единой панели управления.
Суть HCI — интеграция множества разнородных систем в единое, слаженно действующее и управляемое решение. Известны два основных типа гиперконвергентных инфраструктур: hybrid и all-flash, построенные с применением гибридных накопителей (HDD и SSD) и только флеш-накопителей, соответственно. Сегодня особо выделяют ещё HCI с участием накопителей NVMe: либо all-NVMe, либо такие, где сверхбыстрые NVMe-устройства применяются в качестве дополнительного уровня (tier) для ускорения операций с классическими SSD с интерфейсами SAS/SATA. В ассортименте продукции Lenovo все платформы, в принципе допускающие использование в составе HCI, объединены под брендом ThinkAgile.
Лучшее решение
Не удивительно, что в ходе вебинара компании Lenovo эксперт по её гиперконвергентным продуктам именно о ThinkAgile говорил как о лучших среди доступных сегодня на рынке решениях для HCI. Однако дело тут не в одной лояльности бренду: у предлагаемых Lenovo аппаратно-программных платформ гиперконвергенции имеется целый ряд объективно бесспорных достоинств. А именно:
- быстрый запуск. Решения ThinkAgile просто внедряются, быстро запускаются; не возникает сложностей при коммутации и настройке; компонентов немного, и их легко интегрировать и запустить;
- разумная достаточность компетенций. Заказчикам с небольшой ИТ-инфраструктурой, да и не только им одним, довольно обременительно содержать в штате своего ИТ-отдела целый ряд классных специалистов по многим направлениям: серверному, сетевому, СХД. Если же человек готов к управлению всей HCI целиком, он непременно будет обладать достаточными компетенциями во всех этих областях;
- масштабирование и pay-as-you-grow. HCI-решения, как и практически любые серверные х86-платформы, хорошо поддаются вертикальному масштабированию, расширению возможностей за счёт наращивания либо апгрейда аппаратной части. Но вдобавок к тому они допускают простое и эффективное горизонтальное масштабирование путём добавления в уже действующие кластеры новых узлов, что можно делать практически до бесконечности. В условиях, подобных разразившейся в начале этого года пандемии, когда нагрузка на ИТ-инфраструктуру за считанные дни возросла многократно, возможность стремительного и надёжного горизонтального масштабирования дорогого стоит;
- отсутствие единой точки отказа (SPoF). Все компоненты решений ThinkAgile распределены, в результате чего в системе как целом отсутствует «слабое звено» — некий компонент, при выходе которого из строя работа останавливается. HCI-платформы Lenovo образованы множеством однотипных серверов, между которыми распределены все рабочие функции так, что каждый элемент системы надёжно зарезервирован — аппаратно либо программно;
- единые управление и мониторинг, а также поддержка из одного окна (SPoC). Это имеет особое значение для бизнес-критичных систем: минимизирует ошибки, значительно повышает качество работы с техподдержкой. Lenovo сопровождает решения ThinkAgile как единое целое, не делая различий между аппаратными и программными причинами обращений, и полностью принимает на себя решение всех возникающих у заказчика проблем.
В настоящее время семейство ThinkAgile представлено тремя категориями продуктов:
- сертифицированные узлы. Это стандартные ThinkSystem-серверы, собранные из компонентов, заведомо подходящих конкретно для каждого решения. MX — на базе ПО Microsoft, HX — Nutanix, VX — VMware. Верификация компонентов и серверов в сборе проводится совместно с разработчиками ПО, что гарантирует работоспособность сертифицированных узлов под соответствующим программным обеспечением. К заказчику сертифицированные узлы поступают с предустановленными системами, однако без лицензий: их приобретение и активация остаются за ним;
- интегрированное оборудование. Это по сути те же сертифицированные узлы с развёрнутым на них ПО Nutanix (серия HX) либо VMware (VX), но уже в комплекте с лицензиями, полностью готовые к запуску рабочих нагрузок;
- интегрированные системы. В России это пока не самые распространённые HCI-решения вендора, поскольку они требуют прямого подключения через Интернет к облакам гиперскейлеров — Azure (серия SX) либо самой Lenovo (CP). Это своего рода частное облако «под ключ», продукт крайне интересный и перспективный, — но он заслуживает отдельного подробного разговора.
Направления успеха
Гиперконвергентные решения поистине универсальны, однако есть целый ряд практических ситуаций, в которых HCI наиболее явно демонстрирует свою экономическую эффективность. Например, организация работы удалённых офисов и филиалов (remote office, branch office — ROBO): в семействе ThinkAgile есть специализированные решения именно для таких случаев. На многих удалённых площадках нет специализированного помещения для серверной — вычислительная техника может быть размещена в какой-то кладовке, в закрытом шкафу, а то и просто в общей комнате, где работают сотрудники.
Гиперконвергентные ROBO-платформы Lenovo, компактные, надёжные и тихие, позволяют развернуть небольшую HCI в неподготовленном помещении быстро и без какого бы то ни было дополнительного сложного оборудования вроде коммутационных фабрик. Инженеры в головном офисе заказчика могут настроить оборудование и отправить его уже полностью готовым к запуску в удалённый филиал, так что на месте потребуется буквально лишь подключить его к электропитанию и к сети передачи данных.
Особого внимания в контексте ROBO заслуживает новое компактное HCI-решение ThinkAgile MX1021, готовое к установке хоть на письменном столе, хоть на стене офисного помещения. На базе как минимум двух таких серверов, соединяемых без коммутатора, напрямую, можно построить HCI с использованием Windows Server 2019 Data Center. Важно, что специально для этой конфигурации Microsoft предлагает лицензию с особым part number, по цене соответствующую восьми процессорным ядрам, но действительную для полной HCI-конфигурации из двух серверов с восьмиядерным процессором в каждом. Тем самым достигается почти двукратная экономия средств на ПО, что немаловажно не только для удалённых филиалов.
Виртуальные рабочие столы (virtual desktop environment, VDI) — технология не новая. Однако в последние месяцы она особенно недвусмысленно доказала свою значимость, обеспечив миллионам дистанционно занятых сотрудников возможность использовать необходимые для решения их задач вычислительные мощности — вне зависимости от того, насколько слаб в плане производительности взятый ими с работы на время самоизоляции ноутбук либо домашний настольный ПК. Судя по всему, даже после повсеместной отмены жёстких карантинных мер VDI останется в бизнес-практике, в том числе и российской, надолго.
HCI с точки зрения организации VDI — идеальное решение, поскольку избавляет заказчика от необходимости покупать оборудование «на вырост». Исходно он приобретает именно то «железо», которое соответствует актуальным потребностям его сотрудников, а затем, за счёт простого горизонтального масштабирования, постепенно наращивает мощность платформы по мере необходимости. Более того, поскольку
Для корпоративных решений и больших СУБД, критически важных для бизнеса систем, HCI также весьма привлекательна. В частности — за счёт сквозной сертификации и поддержки: поскольку платформы ThinkAgile поставляются заказчикам полностью готовыми и сертифицированными, вопрос обязательной совместимости с ПО корпоративного класса, такого как SAP HANA, решается автоматически. Более того, Lenovo предлагает в ходе подбора конфигурации референсные системы: такие, которые заведомо потянут, например, запуск той же SAP HANA на 100 пользователей. Это позволяет избежать огромного количества ошибок в ходе проектирования ИТ-инфраструктуры. И, разумеется, гиперконвергентные платформы идеальны для целей разработки и тестирования ПО — как раз по причине своей гибкости. Заказчики получают программно-определяемую инфраструктуру, которую легко конфигурировать, изменять; в которой без труда можно создавать и удалять произвольные окружения, в том числе с применением скриптов и иных средств автоматизации.
Когда важны детали
И всё-таки: почему следует делать выбор в пользу именно ThinkAgile, тогда как на рынке присутствуют и другие гиперконвергентные платформы? Тому есть как минимум три существенные причины:
- производительность. Сто пятьдесят пять независимых тестов подтверждают, что серверы Lenovo по тем или иным параметрам превосходят конкурентов. При этом большая часть этих испытаний проведена на последнем поколении процессоров;
- суперкомпьютеры. Около 35% таких систем в мире построены на оборудовании Lenovo, и если уж оно отлично справляется с высокопроизводительными вычислениями, — значит, и HCI ему по плечу;
- доступность. Не в смысле цены, хотя у компании вполне адекватная ценовая политика, а в смысле аптайма: независимое исследование свидетельствует, что на протяжении семи лет серверы Lenovo демонстрируют самый низкий незапланированный простой. А это особенно важно в приложении к бизнес-критичным системам.
Помимо этих глобальных причин большое значение имеет то, что Lenovo обращает самое пристальное внимание на вещи, которые на первый взгляд кажутся не слишком важными. Например, гипервизор в серверах серии ThinkAgile инсталлируется на загрузочный модуль, который представляет собой зеркало из накопителей с интерфейсами М.2 и не требует каких-то дополнительных инструментов для извлечения и установки. Вроде бы мелочь — но это позволяет заказчику в случае выхода одного накопителя из строя сохранить работоспособность решения и спокойно поменять неисправный накопитель в очередное плановое окно ТО, а не мчаться за ним сломя голову, пока система простаивает.
Lenovo давно уже не просто поставщик «железа» в канал: компания готова помогать заказчикам начиная с этапа проектирования их HCI — подбирать наиболее подходящее решение для каждой уникальной задачи. Профессиональная служба поддержки вендора поможет и с внедрением, и с сопровождением установленного оборудования и ПО в режиме 24×7. Не следует забывать, что для всей серии ThinkAgile существует выделенная команда поддержки, которая занимается исключительно этим направлением вне зависимости от того, аппаратные или программные проблемы испытывает заказчик. У Lenovo есть центры компетенций с демо-площадками; есть и облако, где можно запустить тестовую задачу. Предусмотрен также график выдачи демо-оборудования для самостоятельного тестирования заказчиками.
Как уже отмечалось в самом начале, HCI разумно рассматривать как первый этап на пути перехода к чисто облачной модели потребления ИТ-услуг — другое дело, что этап этот может растянуться на десятилетия. А пока с помощью дополнительного ПО от партнёров Lenovo заказчики могут постепенно надстраивать над базовой HCI чисто облачные инструменты, чтобы постепенно двигаться ко всеми любимому и в экономическом плане крайне желанному cloud-like IT. В процессе этого продвижения всем заинтересовавшимся фирменными технологиями Lenovo наверняка будет интересно узнать больше о возможностях и нюансах развертывания гиперконвергентной инфраструктуры.
Подробнее об этом и о других продуктах, технологиях и решениях компании Lenovo для ЦОДов ведущие эксперты рассказывают в обучающих вебинарах на сайте lenovogames.ru.
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ LENOVO