Активная роботизация бизнес-процессов сегодня уже стала реальностью для многих банков. Здесь благоприятная почва для внедрения RPA, постоянный вал работы, включая новые процессы для трансформации, наличие необходимой технической базы и обученных сотрудников. Какую именно рутину можно переложить на роботов, как увеличивается производительность бизнеса и труда персонала, расскажу в этой статье.
Функционал цифровых трудоголиков
Самая монотонная и рутинная работа для человека — идеальна для роботов. Всё, от чего обычно устают офисные сотрудники банка и что крадет колоссальное количество времени и сил, можно отдать искусственному интеллекту. В выигрыше от такой передачи дел будут все. Сотрудники займутся более интересными задачами и начнут работать в ресурсе, руководители получат улучшенные бизнес-показатели, роботы будут при деле 24/7.
Банки инвестируют в RPA как в выгодное вложение, приносящее ускорение и удешевление процессов, снижение операционных рисков, повышение эффективности бизнес-процессов и качества услуг. Важную роль роботизация играет для улучшения клиентского сервиса банка. Огромные потоки данных и информации нередко приводят к длительному исполнению запроса клиента или переносу срока на более поздний.
Внушительные результаты показал проект в одном российском универсальном банке в составе международной финансовой группы. В организации одновременно была проведена роботизация большого количества процессов параллельно в нескольких отделах. Итогом всех операций стало сокращение. Но не рабочего персонала, а времени, потраченного им на монотонные задачи.
RPA на практике
Платежи, проекты по заработным платам, выпуск пластиковых карт и различные запросы — все эти процессы поручили роботам. Например, RPA проверяет список платежей из информационной системы банка, ищет в них ошибки. Если их нет — одобряет проведение платежей. В противном случае — извещает сотрудника о необходимости проверить конкретные платежи, чтобы внести корректировки.
Внедрение робота значительно ускорило процесс открытия счетов под зарплатные проекты клиентов. Так, функционал трех сотрудников был передан одному роботу RPA. Два работника была освобождены от рутинной работы по выпуску зарплатных карт.
Автоматизация процесса контроля входящих и исходящих платежей позволила обрабатывать запросы роботом в три раза быстрей по сравнению с действиями оператора. Раньше сотрудники вручную собирали информацию из базы данных, БИС, АБС и системы документооборота. С учетом того, что данные о платеже в каждом ПО различаются, принимать решение о проведении или отклонении платежа было крайне неудобно и долго. Сотрудники печатали документы на бумаге, чтобы сравнивать информацию. Сейчас RPA собирает данные из систем и на их основании формирует макет. В итоге удалось полностью освободить 14 человек от выполнения операции по консолидации информации и контролю платежей.
В пять раз быстрее стал процесс обработки запросов по клиентам банка, которые требуются судебным органами. С передачей данной задачи RPA-роботу восемь сотрудников были избавлены от механического труда.
Процесс взаимодействия с госорганами, присылающими запросы по банковским клиентам при автоматизации, подвергся комплексному изменению. В результате было решено совместить работу робота и человека. Искусственному интеллекту отдали обработку потока входящих запросов, формирование на его основании html-макетов и их заполнение основными данными. Потом уже эти макеты дополняет необходимой информацией сотрудник. Итогом оптимизации стало освобождение 13 человек и увеличения скорости обработки запросов в четыре раза.
Перспективы развития технологии
Сегодня банковская сфера считается одной из самых роботизируемых. В дальнейшем возможности RPA будут совершенствоваться, благодаря развитию технологии станут доступными для оптимизации сложные задачи. Станет проще и удобней процесс обработки запросов, общение роботов-операторов с клиентами, взаимодействие посредством чатботов, определение SWIFT-кодов, снижая таким образом трудозатраты и риски бизнеса. Услуги по внедрению роботов постепенно будут становиться более доступными, быстрее окупаться и интегрироваться c имеющейся инфраструктурой, обеспечат совместимость с ПО и приложениями.
При внедрении RPA не исключены риски и ошибки. Например, желание автоматизировать все бизнес-процессы сразу, недостаточная подготовка технической базы и непосредственно сотрудников-роботизаторов. Куда именно нужно устроить RPA-работников, чтобы получить максимальную выгоду, знают эксперты с внушительной практикой. Сегодня на рынке услуги по роботизации предлагают десятки компаний. По опыту могу сказать, что отдавать преимущества стоит подрядчикам с солидным багажом реализованных проектов и наличием успешных кейсов с госсектором.