Отраслевые эксперты обсуждают возможности использования компаниями готовых моделей роботизации бизнес-процессов (robotic process automation, RPA). Их мнения приводит портал Information Age.
Растет спрос на готовые бизнес-модели RPA, которые используются наряду с другими технологиями и квалифицированными работниками. Однако возможности их применения еще предстоит оценить.
«Готовые боты весьма эффективны, если они решают проблемы, существующие в масштабе сегмента рынка, такие как идентификация дублирующихся данных разных систем о клиентах, получение данных из Excel или идентификация и сопоставление шаблонов изображений, — сказал Сатья Сринивасан, вице-президент компании Appian по консалтингу в области решений. — Однако большинство требований к RPA в гораздо большей степени диктуются потребностями каждого клиента. Поэтому готовые модели RPA трудно адаптировать. Когда они будут использоваться более широко и в различных подразделениях, появятся шаблоны, которые помогут создавать общие для всех наборы готовых компонентов в виде библиотеки, удовлетворяющей потребности клиента».
Арпит Оберой, специалист по RPA из компании delaware, высказался так: «Во время промышленной революции технический прогресс заключался в создании машин, которые могли за определенное время осуществлять больше действий, чем человек. В сегодняшнюю цифровую эпоху фокус несколько сместился. Теперь речь идет о том, как машины, которые были созданы для повышения производительности труда, могут быть взаимосвязаны и автоматизированы, чтобы минимизировать вмешательство человека и сделать его более эффективным».
Представляет интерес понять, насколько реалистичны готовые модели RPA в современных высокотехнологичных отраслях и вне их.
Сотрудничество человека и машины
Питер Уокер, главный технолог компании Blue Prism по региону EMEA, считает, что цифровые работники эффективны, поскольку повышают скорость операций и уменьшают количество ошибок. «Мы считаем, что автоматизация должна осуществляться быстро, и руководить ее осуществлением должны представители бизнеса, которые лучше всех понимают стоящие перед ними проблемы, — пояснил он. — Мы также считаем, что любой робот, требующий кодирования, вскоре начнет испытывать такие же задержки и сложности, что и традиционные ИТ-проекты». По его мнению, цифровые работники должны представлять собой готовый ресурс, обладающий ИИ, чтобы их легко могли использовать без кодирования не имеющие технической подготовки сотрудники бизнес-подразделений. Это работники, готовые автоматизировать любой процесс гораздо быстрее, «умнее» и с большим соответствием требованиями безопасности, чем когда-либо прежде. Кроме того, это обладающие множеством специальностей и заслуживающие доверия работники, действующие с полной добросовестностью и точностью и в сотни раз быстрее, чем люди.
«Эти цифровые работники становятся все ближе к людям, учась у них и подражая им, — продолжил Уокер. — Это работники, которых легко могут обучать и ставить на работу представители бизнеса. Они гармонично сочетаются с людьми, а также освобождают их для выполнения той работы, которая им больше всего подходит. Цифровые работники применяются и для того, чтобы можно было легко использовать новейшие варианты ИИ, глубокую аналитику, растущее число когнитивных платформ, обработку естественного языка, распознавание речи, анализ эмоций и риска, машинное обучения и машинные рассуждения, многое другое. Цифровые работники наращивают такие возможности, чтобы выполнять еще более сложные, сквозные действия».
Сокращение времени разработки
Помимо сокращения сроков выполнение заданий готовые боты RPA могут также сэкономить время при внедрении автоматизации, которая в результате станет доступна быстрее.
Гопал Рамасубраманиан, старший директор фирмы Cognizant по интеллектуальной автоматизации и технологиям, рассказал о связанных с этим преимуществах, а также иногда встречающихся ограничениях при адаптации. «В настоящее время поднята большая шумиха вокруг готовых RPA-ботов, особенно это касается возможности загружать их из магазина ботов и приступать к их использованию, словно речь идет о мобильных приложениях, — сказал он. — Во многих случаях невозможно использовать готовые боты сразу без требующейся обычно адаптации. Тем не менее, готовые боты могут значительно сократить время, необходимое для разработки автоматизированных бизнес-процессов, и многие производители RPA уже изучают различные варианты их монетизации в своих магазинах ботов».
По мнению Обероя, поскольку RPA еще не получила широкого распространения и не достигла полной зрелости, сегодня все еще существует возможность создания рынка готовых моделей. Соответственно, многие компании берут на вооружение модульный подход к конструированию моделей RPA.
Недостаток потребительской ценности
Однако Крис Портер, генеральный директор компании NexBotix, считает, что рыночные площадки, специализирующиеся на готовых решениях в области RPA, не позволяют вкладывающим в них средства конечным пользователям извлекать из них пользу. «Многие производители RPA обладают „магазинами ботов“, как они это называют, или торговыми площадками, где вы можете купить готовые компоненты RPA, — пояснил он. — В качестве общего правила эти компоненты RPA способны совершать небольшие действия в рамках сквозного бизнес-процесса. Но они должны быть настроены для конкретного клиента, конкретного бизнес-процесса, конкретных клиентских систем. Такие боты часто бесплатны, и на то есть причины. Они не слишком гибки и плохо масштабируются. Они предоставляют выгоды разработчикам, но не имеют большой ценности для бизнеса в смысле стоимости».
По его словам, многие компании ищут готовые решения для сквозных бизнес-процессов. Их интересует не технология, а результат. «Например возможность автоматизировать обработку всех ваших счетов, классификацию сообщений электронной почты, расчет зарплаты или онбординг (ознакомление пользователя с продуктом) представляет большую ценность для бизнеса. Почему? Потому что трудно адаптировать новую технологию и создать точечные решения для специфических проблем, — пояснил он. — Используя подход на основе сценариев, клиенты могут подписываться на более гибкую модель лицензирования. Например, лицензирование SaaS или оплату по факту использования — транзакционное лицензирование, или лицензирование в соответствии с потреблением. Традиционные поставщики RPA не могут этого делать, когда продают ботов, потому что они продают модели лицензирования количества продуктов или лицензирования на базе ресурсов, фактически, ботов в качестве ресурса с фиксированным временем обработки. Более гибкая модель представляет значительную ценность без необходимости предварительно инвестировать в лицензирование, чтобы начать свой первый проект автоматизации».