Анализ текущего состояния и тенденций развития рынка, а также демонстрация их на примерах реализации конкретных проектов — традиционные темы обсуждения на саммитах Russian Enterprise Content Summit. Не стал исключением и сентябрьский RECS’2020. Новые архитектурные подходы к реализации систем управления контентом, расширение их функциональности и постоянное повышение их интеллектуальности — такие ключевые тренды выделили в своих выступлениях представители ряда ведущих российских разработчиков СЭД/ECM.
CSP vs. ЕСМ, микросервисная архитектура, Open Source и импортозамещение
Один из ключевых трендов последних лет, по мнению директора по ЕСМ-проектам компании ЛАНИТ Антона Ваганова, — все более широкое использование заказчиками электронных архивов, которые становятся ключевым, центральным компонентом при реализации комплексных корпоративных ИТ-систем. Он отметил, что под термином «электронный архив» на практике подразумевают довольно разные по своим целевым задачам системы, и если раньше такой термин ассоциировался обычно в темой долгосрочного хранения важных документов, то сейчас на передний план вышли вопросы создания единого информационного пространства (не обязательно централизованного, возможно и распределенного, но интегрированного), с которым взаимодействует самый широкий спектр деловых приложений. «По сути, такой архитектурный подход и является воплощением классической концепции ЕСМ, которая строилась на базе единого хранилища документов, вокруг которого уже строятся те или иные деловые процессы и соответствующие приложения», — пояснил эксперт.
Однако именно в реализации корпоративных ECM-систем на базе идей единых хранилищ очень хорошо видно важное изменение в архитектурных подходах в плане как построения комплекса ПО, так и внедрения конкретных решений. Если раньше доминировал архитектурный принцип монолитных систем от одного поставщика, то сейчас заказчики все чаше хотят использовать многомодульные структуры микросервисной архитектуры, в том числе с возможностью применения средств от разных разработчиков (Content Service Platform, CSP). Это отражает принципиальное изменение парадигмы реализации ИТ-проектов: если раньше заказчик, выбрав ту или иную мощную программную платформу, оказывался довольно жестко и надолго привязан к ней, зачастую был вынужден подстраиваться под нее (в том числе в виде радикальной корректировки бизнес-процессов), то теперь он выбирает наиболее удобные и нужные ему «ИТ-одежды» под себя, пополняя и меняя их состав по мере необходимости.
По словам Антона Ваганова, быстрому росту популярности CSP-архитектуры также способствует все более широкое использование модели Open Source, которая позволяет относительно небольшим игрокам выводить на рынок продукты, вполне конкурентоспособные с решениями от мировых лидеров, а также обеспечивать поддержку и развитие внедренных систем собственными силами самого заказчика.
Конечно, появление новой концепции совсем не означает однозначное отвержение старой: оба подхода имеют свои плюсы и минусы, выбирая нужный вариант, заказчик должен их иметь в виду. В любом случае, не стоит затевать проект по смене существующей ИТ-системы на новую только из соображений моды, престижа или «на перспективу», за таким решением должно стоять очень четко сформулированные бизнес-цели и определение конкретных деловых результатов. Сделав акцент на этом моменте, Антон Ваганов обратил внимание на еще один важный аспект российского ИТ-рынка — реализуемую в нашей стране уже несколько лет стратегию импортозамещения: «Если первые годы реализации этой стратегии проходили во многом под знаком „принуждения“, то есть выполнения нормативных требований государства, то сейчас мы видим, что многие заказчики делают свой выбор в пользу отечественных программных продуктов, имея в виду сугубо деловые выгоды — снижение затрат, повышение гибкости используемых систем, более высокие возможности по настройке и доработке».
В качестве еще одного тренда ECM-рынка он также отметил явный рост интереса клиентов к повышению эффективности использования уже накопленных информационных ресурсов, и важным инструментом решения этой задачи является использование современных механизмов корпоративного поиска, в том числе в виде создание единого окна нахождения нужной информации, хранящейся в самых разных ИТ-системах компании.
Автоматизация на базе ИИ
«Повышение эффективности персонального труда сотрудников и снижение их затрат на выполнение рутинных операций — вот задачи, которые постоянно стоят при внедрении средств автоматизации, и в их решении сегодня которых сегодня важная роль отводится технологиям искусственного интеллекта», — с этого тезиса начал своей рассказ о концепции «интеллектуальной СЭД» директор разработок и исследований компании Directum Артем Пермяков. По его мнению, применение ИИ в ECM позволит с одной стороны, избавиться от рутины в бизнес-процессах, взяв на себя решение скучных задач, не интересных человеку, там где нет места для творчества, а с другой — повысить сложность решаемых задач, которые были недоступны для человека (например, выявления скрытых закономерностей и обоснованное прогнозирование развития ситуации). Помимо улучшения технических характеристик СЭД (повышение надежности за счет уменьшения влияния человеческого фактора, ускорение деловых процессов и пр.) автоматизация на базе ИИ играет и важную социальную роль, в том числе благодаря повышению интереса к работе в СЭД, что особенно важно с точки зрения мотивации молодых сотрудников.
По словам Артема Пермякова, уже сегодня ИИ используется в СЭД в различных направлениях: автоматическая сортировка документов (в том числе выделение на основе анализа содержания ключевых слов и тегов), разработка и контроль маршрутов обработки документов, комплексный анализ эффективности деловых процессов. В принципе разработчики занимаются созданием таких средства уже давно, но именно сейчас эти инструменты вышли на уровень достаточно надежного решения подобных задач и становятся более доступными, будучи реализованными в виде легко внедряемых «продуктов из коробки».
В качестве примера был приведен проект, реализованный в «Объединенной двигателестроительной корпорации», где ИИ применялся для автоматического классификации и разнесения входящих документов на основе анализа их содержимого. Анализ работы внедренной системы (12 тыс. документов за три месяца) показал, что ИИ обеспечивает точность классификации документов 91%, полнота извлечение реквизитов составляет 80%, время обработки одного входящего документа сократилось в два раза (с 5 до 2,5 минут), в связи с расширением бизнеса компания смогла серьезно увеличить численность сотрудников (на 10 тыс. человек), не увеличивая при этом штат делопроизводителей. В компании «ОДК-Авиадвигатель» был также автоматизирован процесс формирования проекта резолюции руководителя и определения исполнителя: здесь получен 71% точности решения этой задачи, при этом время руководителя на выполнение этой операции сократилось на 40%.
Весьма впечатляющие результаты получены и при обработке бухгалтерской «первички» при создании финансового архива в компании L’Oreal: полнота извлечения реквизитов в разных типах документов составила
«Сегодня еще бытует мнение, что внедрение ИИ — это что-то сложное и почти неподъемное, на самом деле это не так, сейчас разработчики предлагают уже достаточно простые во внедрении инструменты, прошедшие апробацию практикой», — отметил Артем Пермяков. Разумеется, для начала работы с ИИ нужно провести процессы его обучения, когда сотрудники привязывают ИИ-средство к специфике своей работы, к особенностями используемых в организации документов — эти процессы обучения достаточно отработаны и не требуют специальной подготовки сотрудников.
Среди ближайших перспектив применения ИИ в ECM Артем Пермяков выделил следующие варианты: ИИ в каждом конкретном процессе (например, в договорных процессах — корпоративный робот-юрист), подсказки (кто этим уже занимался? кто эксперт в предметной области? какие документы еще можно и нужно посмотреть?), извлечение знаний из анализа процессов (process mining), Zero UI — управление интерфейсом голосом и жестами.
Платформы и решения
«Как, развивая функциональность, не отставать технологически?» — именно таким парадоксальным образом была обозначена тема выступления product owner СЭД «Тезис» в компании Haulmont Ильи Зайчикова. Действительно, разве развитие технологий и функциональности не идут рука об руку? Идут, и не мешают друг другу, когда на смену одной программной системе приходит другая, новая, а вот ужиться им в рамках развития одного и того же продукта — очень непросто, считает эксперт. Он пояснил, что обычно при выводе на рынок нового продукта разработчики закладывают в него все самые передовые на тот момент технологии. Но по мере того, как данная система обрастает все новыми и новыми функциями и заказчиками, выясняется, что модернизировать ее технологически становится всё сложнее и сложнее, и в какой-то момент разработчик понимает, что нужно создавать качественно новый продукт с нуля. Неприятность этой ситуации заключается еще и в том, что в этом случае вендор ставит в сложное положение и всех своих клиентов, которых он, к тому же, может легко потерять: переход на новую ИТ-систему — это очень непростое дело, и вполне возможно, идя на него, заказчик выберет другого поставщика.
Оптимальным вариантом разрешения противоречия между функциональностью и технологиями, по мнению компании Haulmont, является разделение программных систем на два уровня: технологическую платформу и прикладное решение, создаваемое на ее основе, в данном случае — платформу Cuba и СЭД «Тезис». Их совместный жизненный цикл, как пояснил Илья Зайчиков, выглядит следующим образом: компания выпускает новые версии Cuba примерно каждые три года, при этом каждый вариант платформы создается с помощью новейших технологий. Обновление же СЭД ведется с периодичностью в один год, но для новой версии платформы выпускается и «главное» обновление СЭД. Как заверил Илья Зайчиков, переход с одной версии СЭД на другую, даже при смене платформы, заказчики могут сделать с минимальными проблемами.
Впрочем он также выразил солидарность с мнением о тенденции к использованию многокомпонентных модульных систем, сказав о том, что сегодня все чаще бывает удобным не включать какие-то новые функциональные блоки в уже существующие продукты, а выполнять их в виде автономных решений, которые можно интегрировать со всем ИТ-окружением — и уже существующим, и тем, что появится в будущем.