Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ разработал Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов (HSE Global Cities Innovation Index / HSE GCII). 19 октября на Форуме «Открытые инновации» состоялась его первая публичная презентация.
HSE GCII выявляет движущие силы, которые привлекают в города участников экономики знаний, оценивает в комплексе факторы технологического развития, креативных индустрий и городской среды. Рейтинг охватывает 36 мировых центров из 20 стран мира; содержит специально разработанную систему из 120 показателей, подробные профили всех городов выборки и 20 кейсов, описывающих уникальные стратегии развития глобальных центров. Исследование проводилось более года в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Топ-10 Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов выглядит так: Нью-Йорк, Лондон, Токио, Пекин, Париж, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Москва, Шанхай и Сеул.
Российская столица занимает восьмое место в общем рейтинге и лидирует по развитию цифровой инфраструктуры (беспроводной интернет, использование открытых данных, каршеринг) и инфраструктуры поддержки инноваций (прежде всего, за счет развития технопарков и коворкингов). Крупнейший в мире Московский инновационный кластер объединяет на своей цифровой платформе более 12000 организаций.
Таланты притягивают таланты. Города, вошедшие в топ рейтинга, демонстрируют одновременно высокий уровень технологической и творческой активности. Это приводит к кумулятивному эффекту и зачастую притягивает новых предпринимателей сильнее, чем государственные инициативы по развитию инфраструктуры, образования и науки.
Креативность становится новым знаком отличия топ-городов. Уровень развития креативных индустрий поляризует глобальные центры притяжения инновационного класса сильнее (а именно в 70 раз!), чем технологический потенциал, инфраструктура и институциональное устройство. Нью-Йорк и Лондон превзошли остальных по степени концентрации креативного сектора экономики и стали самыми мощными магнитами талантов.
Must have: массовая инфраструктура и урбан-среда. Все мировые города имеют сопоставимо высокий уровень развития сервисов и комфорта жизни в мегаполисе. Глобальные центры, которые делают первые шаги к привлечению инноваторов, делают ставку на качество среды.
Умная специализация городов. Каждый глобальный центр имеет свои особенности, определяющие выбор стратегии развития. Это может быть ставка на технологические инновации или прорывные стартапы, диверсифицированное или сфокусированное развитие индустрий креативного сектора и др. Универсального рецепта успеха не существует. Но есть набор успешных стратегий, основанных не на копировании чужого опыта, а осознанном выборе собственного, уникального пути к мировому лидерству. Точка отсчета здесь — объективное понимание своих сильных и слабых сторон.