На это, среди прочего, обратил внимание директор департамента информационных технологий ГЕРОФАРМ Алексей Кузьмин во время октябрьской онлайн-встречи, организованной РУССОФТ и посвященной обсуждению векторов цифровизации предприятий. Впрочем, данный тезис не нов. О том, что гибкость поможет бизнесу выжить в десятилетие неопределенности, говорилось в недавнем докладе Forrester «The New, Unstable Normal: How COVID-19 Will Change Business And Technology Forever». В этом же докладе отмечалось, что нынешняя пандемия COVID-19 далеко не последний «черный лебедь» такого рода: «Ожидаются вспышки и других заболеваний, вызванные изменением климата, катастрофами и даже геополитической непредсказуемостью». Поэтому авторы доклада полагают, что компаниям следует радикально пересмотреть свои приоритеты. И если они привыкли стремиться к эффективности, то руководящим принципом ближайшего десятилетия должна быть гибкость.

Фармацевтическая компания ГЕРОФАРМ, ведущая свою историю с 2001 г. и в настоящее время насчитывающая свыше 1000 сотрудников, относится к категории быстрорастущих. По словам Алексея Кузьмина, в периоды активного роста она в течение нескольких лет удваивала объемы ежегодных продаж. «Разумеется, нам важно знать, как наши препараты проходят по товаропроводящей цепи, насколько велик на них спрос в том или ином регионе и в каком объеме спрос обеспечен продукцией, — рассказал он. — Однако полной картины на этот счет у нас, к сожалению, нет».

Как известно, согласно постановлению правительства от 15.05.2020 № 688, с 1 июля 2020 г. обязательным лицензионным требованием стало внесение информации о лекарственных препаратах в федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов. В то же время далеко не вся информация, хранящаяся в этой системе, в настоящее время доступна производителям.

Для справки и понимания масштабов данных, необходимых для оптимизации производственных процессов: в настоящее время два завода ГЕРОФАРМ — один из них расположен в п. Оболенск (Московская область), а другой — в г. Пушкин (Санкт-Петербург) — ежемесячно выпускают около 700 тыс. упаковок лекарственных препаратов 15 наименований. Продвижением этой продукции занимаются 70 дистрибьюторов, работающих во всех регионах нашей страны и странах экспорта. В планах компании — дальнейшее освоение зарубежных рынков.

Понятно, что гибкость компании, выпускающей реальную продукцию столь крупными тиражами, в значительной степени зависит от того, насколько хорошо её АСУ ТП интегрированы с ERP- и другими корпоративными системами. По словам Алексея Кузьмина, многие из этих систем разработаны или существенно доработаны силами собственного ИТ-департамента: «Взять какие-либо коробочные решения и подстраивать бизнес-процессы под них — это не наш путь. Он не обеспечивает существенных конкурентных преимуществ».

Отсюда следует, что роль ИТ-специалистов в деятельности ГЕРОФАРМ очень велика. Возникает вопрос, где их взять? Алексей Кузьмин признает: «Кадровый голод, естественно, ощущается, так как спрос на ИТ-специалистов весьма велик. Но нам помогает то, что мы выпускаем социально значимую продукцию, которая позволяет людям бороться с различными заболеваниями, а в ряде случаев даже спасает им жизнь. При прочих равных условиях (уровень зарплаты, соцпакет и т. д.) это обстоятельство приводит к тому, что ИТ-специалисты, находящиеся в стадии поиска работы, останавливают свой выбор на нашей компании».

Принятую в нашей стране вузовскую систему подготовки ИТ-кадров принято ругать. Некоторые полагают, что эта система все больше отстает от требований современных предприятий и организаций. Алексей Кузьмин с этим мнением не согласен: «В наш ИТ-департамент приходит много студентов, еще не ставших бакалаврами. Их уровень знаний очень высок. И они достаточно быстро начинают приносить пользу, работая в реальных проектах. Но лет пять-десять назад это было, увы, не так. И так называемых „молодых специалистов“ можно было назвать специалистами лишь с большой натяжкой».

Технологии искусственного интеллекта в процессах разработки, производства и сбыта лекарственных препаратов в ГЕРОФАРМ пока не используются. «Но если кто-то предложит нам интересные сценарии использования этих технологий, мы с удовольствием их рассмотрим», — говорит Алексей Кузьмин.