Информационные технологии в настоящее время активно развиваются и находят все большее применение в бизнесе, госуправлении и в повседневной жизни. На этом фоне мы наблюдаем рост числа поступающих в Торговое представительство РФ в Швейцарии запросов от отечественных ИТ-компаний на оказание поддержки в выходе на рынок Конфедерации. Их интерес для нас абсолютно понятен. В Швейцарии в настоящее время активно развиваются и внедряются передовые цифровые технологии. Спрос на ИТ-продукты и услуги растет в первую очередь в банковском секторе, высокотехнологичной промышленности, фарминдустрии. Активно развивается рынок электронной коммерции. По итогам 2019 года швейцарский ИТ-сектор вырос на 4% и достиг 33,7 млрд. франков.
На фоне эпидемии COVID-19 в Швейцарии увеличился спрос на телекоммуникационные услуги, программное обеспечение для дистанционной работы и обучения, видеосвязи и др. Маркетплейсы оказались перегружены резко возросшим количеством заказов.
В этих условиях мы видим открывающееся окно возможностей для российских производителей и дистрибьюторов программного обеспечения и цифровых устройств, а также поставщиков различных веб-услуг. Наша задача заключается в том, чтобы проинформировать их об этом.
Что собой представляет ИТ-рынок Швейцарии
Прежде чем говорить о конкретных показателях ИТ-рынка я хотела бы немного рассказать о швейцарской экономике в целом. В последние годы темпы роста ВВП Конфедерации не превышают 3% в год. При этом вклад ИКТ-сектора в эти значения составлял в среднем около 10%. С учетом того, что мы сейчас находимся в новой экономической реальности и видим высокую волатильность на финансовых рынках, хотелось бы отметить важную особенность. В период предыдущего мирового экономического кризиса с 2008 по 2010 годы на фоне падения оборота в различных отраслях экономики Швейцарии ИТ-рынок уверенно находился в плюсе. По прогнозам авторитетных консалтинговых компаний такой же сценарий ожидается и в 2020 году.
Более того, по нашим наблюдениям, Конфедерация стремится стать одним из лидеров в ИТ-сфере. Однако многие современные технологии внедряются здесь с запозданием за исключением, пожалуй, сетей беспроводной передачи данных
Если говорить о цифрах, то импорт ИТ-товаров в 2019 году составил около 12 млрд. франков. При этом сальдо торгового баланса отрицательно на уровне −5 млрд. франков.
В абсолютных величинах объем ИТ-сектора Швейцарии без учета телекоммуникационного оборудования и услуг за последние четыре года вырос на 22%, или в количественном выражении на 4,1 млрд. франков. По оценкам консалтинговых агентств, в 2020 году этот показатель увеличится еще на 3,6% и достигнет 23,2 млрд. франков.
Собственная ИТ-индустрия
Однако Швейцария не только закупает ИТ-продукты, но и стремится вести их собственную разработку и производство. С учетом широко развитой в стране системе мелкого и среднего предпринимательства, а также накопленного научного потенциала, акцент делается на внедрение инновационных цифровых технологий через стартапы. На сегодняшний день в Швейцарии насчитывается около 3,5 тыс. молодых компаний с таким профилем. Это порядка 40% от общего числа стартапов.
Эти компании предлагают прежде всего программное обеспечение для бизнеса, различные платформы-агрегаторы услуг, начиная от заказа еды и заканчивая поиском съемного жилья, сервисы электронной коммерции и онлайн-банкинга.
Одним из наиболее востребованных направлений является разработка программных продуктов на основе технологии блокчейн. Развиваются системы шифрования информации, использование цифровых подписей в электронном документообороте в коммерции.
Другими технологическими трендами являются искусственный интеллект и машинное обучение в сочетании с большими данными и облачными технологиями. На их базе разрабатываются современные смарт-системы компьютерной безопасности и защиты от кибератак, беспилотного транспорта, аналитические инструменты для трейдеров и инвесторов и многое другое.
Ситуация с ИТ-кадрами
Ежегодно швейцарские вузы и колледжи выпускают около 5,5 тыс. специалистов в области ИТ. Для сравнения: в России этот показатель составляет порядка 50 тыс. Среди ведущих университетов Конфедерации можно выделить Высшую политехническую школу города Цюриха и Высшую политехническую школу города Лозанны.
Согласно данным Ассоциации предприятий ИТ-сектора Швейцарии ICT Switzerland, в сфере ИТ в Конфедерации работают более 200 тыс. человек — это около 4,5% трудоспособного населения. Из них около 38% занимаются непосредственно разработкой программного обеспечения. К 2036 году, по прогнозу отраслевого союза, число занятых в рассматриваемом секторе увеличится до 236 тыс. При этом потребность швейцарского рынка в новых специалистах будет существенно выше этого числа. Кадровый дефицит может составить порядка 40 тыс. человек.
Безработица в сфере ИТ в Швецарии ниже средней (около 3,5%) в отличие от 4,5% в среднем по всем отраслям. Количество занятых рабочих ИТ-мест растет в
Для решения кадровых проблем традиционно есть два пути. Первый — это увеличение количество выпускаемых швейцарскими вузами специалистов рассматриваемого профиля. Швейцария начиная с 2010 года ежегодно расширяет количество мест для обучения ИТ-специалистов в университетах и колледжах. Однако темпы здесь невысоки и составляют около 240 новых мест в год.
Вторым для Конфедерации инструментом является трудовая миграция. К примеру, с 2012 по 2017 годы в Швейцарию приехали трудиться порядка 23 тыс. специалистов в области ИТ. В основном это граждане из стран ЕС и ЕАСТ (80% прибывших). Большинство из них (70%) имеют высшее образование.
Кроме того, в последнее время набирает популярность аутсорсинг ИТ-услуг. Тут хотелось бы отметить, что Швейцария открыта для кооперации и двустороннего сотрудничества в сфере развития ИТ и цифровизации. Швейцарские профильные ассоциации ICT Switzerland и Digital Switzerland активно взаимодействуют с иностранными партнерами. Здесь мы видим большой потенциал для участия российских ИТ-фирм.
Какие российские ИТ-продукты и услуги могут быть востребованы в Швейцарии
Российские ИТ-компании могут предложить швейцарцам довольно широкий спектр продуктов и услуг — это ИТ-консалтинг, аудит информационных систем, аутсорсинг управления и поддержки цифровой инфраструктуры, разработка программного обеспечения в области электронного правительства, цифровых платформ для бизнеса, социальных услуг, для банковского сектора, защищенное ПО для видеоконференций, системы виртуальной реальности в образовании и многое другое. Как правило эти продукты и услуги имеют, на наш взгляд, большой экспортный потенциал. Однако мы с сожалением отмечаем, что отечественным компаниям не хватает знаний о системе продвижения продукции за рубежом, ресурсов на проведение маркетинговых исследований целевых внешних рынков, а также опыта и понимания ИТ-индустрии в разных странах.
Проблемы выхода на швейцарский рынок...
Главным вызовом для любой российской компании при выходе на рынок Швейцарии является вопрос завоевания доверия. Швейцарцы скрупулезно изучают потенциальных бизнес-партнеров из третьих стран на предмет благонадежности. Они анализируют информацию об их продуктах и услугах, реализованных проектах, размещенную в англоязычных версиях интернет-сайтов. Отдельное внимание швейцарцы уделяют изучению отзывов клиентов и партнеров.
На отношение швейцарцев к компаниям из РФ негативно сказываются принятые Правительством Конфедерации меры по недопущению обхода антироссийских санкций. Предприниматели зачастую не хотят разбираться в тонкостях действующих в отношении России ограничительных мер, и в этой связи их интерес к взаимодействию с отечественными партнерами снижен.
Вторым существенным моментом является отношение швейцарцев к хранению и защите персональных данных. В стране действует довольно жесткий закон в этой области, а сами швейцарцы неохотно предоставляют информацию о себе. Например, приложение по отслеживанию распространения коронавируса Swiss-Covid разработано таким образом, чтобы автоматически уничтожать историю передвижения пользователя спустя 14 дней.
Кроме того, из-за волны антироссийских публикаций в зарубежных СМИ отечественные компании часто воспринимаются местным население как «токсичные», что естественно повышает порог недоверия.
...и способы их решения
Решением может быть повышение прозрачности и открытости деятельности. Особенно если речь идет о принципах обработки, хранения и защиты персональных данных клиентов.
Показательным примером является опыт «Лаборатории Касперского», которая для преодоления возникшего барьера недоверия открыла так называемый Центр прозрачности в Швейцарии.
Ряд российских компаний, с которыми мы работаем, делают акцент на кооперации с иностранными партнерами, обладающими необходимой репутацией и кредитом доверия у швейцарцев.
Некоторые компании открывают офисы в европейских странах с целью обеспечения более тесного взаимодействия с местным бизнесом и сокращения сроков сервисного обслуживания.
Как воспользоваться помощью Торгпредства
Для начала отечественным компаниям, конечно, стоит изучить рынок Швейцарии, определить для себя портрет потенциальных партнеров, проанализировать свои конкурентные преимущества и подготовить привлекательные коммерческие предложения.
Одним из наиболее эффективных вариантов начала работы в Швейцарии является участие в мероприятиях, организуемых Торговым представительством — бизнес-миссиях. Это позволяет отечественным предпринимателям презентовать свои продукты или услуги топ-менеджерам крупных компаний, профильным ассоциациям и представителям швейцарских административных органов. В эпоху COVID-19 мы успешно реализуем такие мероприятия в формате видеоконференций.
В ближайшее время у нас запланировано онлайн-мероприятие с участием российских ИТ-компаний и Ассоциации предприятий машиностроительной, электротехнической и металлургической промышленности Швейцарии (SWISSMEM). В следующем году мы собираемся организовать в России встречу отечественных производителей программного и аппаратного обеспечения, а также поставщиков цифровых услуг с ассоциацией Digital Switzerland.
Заявить о себе отечественные ИТ-компании также могут в ходе участия в крупных международных выставках, проводимых в том числе в Швейцарии. В 2021 году, например, запланировано проведение мероприятия L’evenement Connective в Женеве. По нашим данным, там должен быть представлен ряд компаний из России.
Изучение опыта российских экспортеров, открывших для себя швейцарский рынок, говорит о том, что эффективным является вариант работы через партнеров. Причем это могут быть как местные компании, так и уже представленные в Швейцарии российские игроки. Такая модель позволяет с самого начала получить необходимый кредит доверия у швейцарцев.
Анонсы предстоящих бизнес-мероприятий Торгпредства и международных выставок в Конфедерации, а также другую полезную для экспортеров информацию мы размещаем на нашем сайте и в социальных сетях Facebook, Twitter, Linkedin.
Изучающие возможность выхода на швейцарский рынок российские экспортеры могут обратиться в Торгпредство через специальную форму на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации или по электронной почте (bern@minprom.gov.ru) с запросом об оказании содействия в поиске возможных контактов. Обращение должно быть оформлено на официальном бланке компании, максимально полно отражать перечень интересующих вопросов и описание портрета потенциального партнёра.
Швейцарский рынок, на наш взгляд, является не самым простым для начала экспортной деятельности. Торговое представительство готово поделиться с отечественными предпринимателями накопленными знаниями и опытом, а также в рамках своей компетенции оказать необходимую поддержку.