Многие организации страдают от избытка устаревших технологий, которые мешают им продвигаться вперед. Правильное решение: нужно не просто от них избавиться, но и переосмыслить весь бизнес. Портале ZDNet приводит советы специалистов консалтинговой компании ThoughtWorks, как это грамотно сделать.
От менеджеров и специалистов по ИТ постоянно требуют модернизировать системы и процессы, но зачастую они не получают необходимой поддержки от остальных категорий сотрудников. Нужно хорошо усвоить один нюанс — ИТ никогда не справится с этим в одиночку. Модернизация — это больше, чем просто перенос приложений в облако. Она требует культурных изменений, и это самая сложная ее часть. Пришло время «переосмыслить понимание „модернизации устаревших систем“ и больше не рассматривать ее с точки зрения „технологии“ или „замены“, правильнее всего будет переосмыслить само будущее своего бизнеса», — уверены сотрудники ThoughtWorks Анджела Бишоп, Ашок Субраманиан и Дилрадж Ауджла. Ниже приводятся их советы по поводу того, как преодолеть шаблонное мышление, которое часто превалирует в ходе модернизации.
Борьба со сложностью
«Часто сложные системы становятся все медленнее и медленнее. Из-за этого в организации между бизнесом и ИТ постепенно возникает разделение типа „они и мы“, которое со временем превращается в разрыв, который невозможно преодолеть. Причина этого кроется в разочаровании бизнеса, который мыслит простыми категориями, хотя на самом деле все гораздо сложнее», — отмечает Бишоп и ее соавторы. Из-за ненужных сложностей (accidental complexity) накапливается технический долг, что приводит системы в состояние неустойчивости. «Иногда плохой код можно на короткое время скрыть за хорошим UX, но вскоре обнаруживаются недостатки, и, как следствие, вы перестаете давать клиентам то, что им нужно», — утверждают эксперты.
Они рекомендуют предприятиям «сосредоточиться на создании постоянно совершенствующейся инженерной культуры, а также вести просветительскую работу и вкладывать время и деньги, чтобы их сотрудники лучше поняли, какое значение имеет качественный код для создания новых, более привлекательных продуктов».
Переход от проектного менталитета к непрерывному потоку улучшений
ПО требует постоянных исправлений, обновления и сборки. Тем не менее, в наши дни технологическим лидерам и профессионалам нужно выходить за пределы этих повседневных задач. «Приплюсуйте к этому сложности с меняющейся конкурентной средой, поведением и потребностями потребителей, и вам станет понятно, что максимальную ставку для прогресса предприятия нужно делать не столько на ПО организации, его поддержке и развитии, сколько на развитии организации в целом. Этот момент становится решающим. С инженерной точки зрения необходимо сосредоточить внимание на качестве и автоматизации, которые являются строительными блоками, с помощью которых команды могут с уверенностью применять практику непрерывной доставки», — считают эксперты.
Как предприятию понять, что оно избавилось от проектного менталитета? Следует задать себе вопрос: «Когда я вношу изменение в свою систему, будут ли оно модульным (гибким) для той ее области, которую требуется изменить, или же оно превратится в отдельный проект, поскольку помимо него потребуется внести много других изменений?».
Применяйте данные
Наиболее важным активом в модернизации предприятия являются данные. «Современную трансформацию, стратегия которой не предусматривает включение данных и работу с ними, можно рассматривать как неудавшуюся или, в лучшем случае, проведенную неоптимальным образом», — утверждают эксперты. Сюда входят не только данные о клиентах и рынке, но также данные о производительности внутренних процессов, включая ИТ.
Делайте меньше — чтобы сделать больше
Этот урок многие предприятия должны были усвоить во время кризиса Covid, так как их командам в основном приходится фокусироваться на поддержке цифровой активности. Такой образ мышления выходит далеко за рамки пандемии. Бизнес может защитить свою прибыль, остановив или приостановив менее важную работу, чтобы распределить необходимые бюджеты для финансирования трансформации.
«Мы наблюдаем, что компании покидают неоптимальные локации или урезают расходы для множества различных инициатив, но опасность здесь состоит в том, что вы можете необдуманно распределить своих людей и ресурсы и ожидать тех же результатов за меньшие деньги. Это просто означает, что вы в конечном итоге делаете многое, но делаете это плохо и на самом деле должным образом не вкладываетесь в свою трансформацию, чтобы придать ей устойчивости на годы вперед», — говорят аналитики ThoughtWorks.
Подумайте, прежде чем переписывать код
«Худшая стратегическая ошибка, которую может совершить организация — это заняться переписыванием кода для сохранения той же функциональности, — добавляют они. — Занимаясь этим, вы подарите своим конкурентам как минимум два-три года, поскольку все это время вы не сможете вносить какие-либо стратегические изменения или реагировать на новые функции, которые требует рынок». Конечно, большая часть унаследованного кода действительно не обладает жизнеспособным будущим, но эксперты советуют «избегать замены имеющегося ПО на новую, но ту же самую по функционалу версию, и вместо этого создавать что-то новое, чтобы оно работало параллельно с тем, что у вас есть».
Выбросьте ненужные функции
«Один из негативных примеров трансформации, который мы постоянно наблюдаем, — это желание предприятий сохранить паритет функций при миграции унаследованных приложений, желание сохранить все старое. Мы видим в этом огромную упущенную возможность. Довольно распространенная ситуация, когда старые системы со временем раздуваются, многие функции не используются пользователями. В то же время с течением времени бизнес-процессы развиваются, и унаследованные функции перестают с ними пересекаться. Их замена — пустая трата времени», — считают эксперты.
Конечно, направить людей на правильный путь нелегко: «Помимо унаследованных технологий у компании наверняка имеется история, культура, поэтому отказ от чего-то, что более не является экономически жизнеспособным, может затронуть команды и целые подразделения. Однако недофинансирование трансформации или, что еще хуже, отказ от будущего организации ради прошлого почти всегда наносит еще больший ущерб».