В 2021 г. руководители ИТ-подразделений смогут выбирать из множества вариантов, которые появятся в связи с развитием облачного бизнеса, говорится в новом исследовании Forrester Research, сообщает портал InformationWeek.
Forrester прогнозирует, что в 2021 г. облачный рынок достигнет новых высот. Мировые расходы на инфраструктуру публичных облаков вырастут на 35% и составят 120 млрд. долл. Alibaba Cloud выйдет на третье место в мире по объему дохода после Amazon Web Services (AWS) и Microsoft Azure.
Доходность публичных облаков вернется к сверхбыстрому росту, поскольку облака будут обеспечивать восстановление после пандемии, сказал Дейв Бартолетти, вице-президент и главный аналитик Forrester по инфраструктуре и операциям. Он отметил, что все облачные провайдеры проходят через период колоссального роста, который скорее всего продолжится в 2021 г. «Пандемия подтвердила ценность облаков. Действительно, без облачных провайдеров мы не могли бы отправить по домам миллионы сотрудников и сохранить работающую экономику, — считает Бартолетти. — Корпоративные ЦОДы не смогли бы удовлетворить мгновенно возникший в результате COVID спрос».
Трудности пользователей
Если облачных провайдеров в 2021 г. г. ожидает процветание, то пользователи могут в ближайшие месяцы столкнуться с трудностями. «Главной проблемой для пользователей в 2021 г. будет ускорение разработки новых обращенных к клиентам приложений в облаках и одновременное ускорение миграции своих систем в облака в период восстановления после пандемии, когда будет царить неопределенность в отношении кадров и бюджетов», — утверждает Бартолетти.
Основной проблемой, с которой столкнутся в 2021 г. пользователи облаков, будет быстрая адаптация к меняющимся требованиям потребителей с помощью новых и улучшенных приложений. «Облако позволяет сделать это быстро и в больших масштабах, но многие компании вступили в 2020 г., находясь в процессе миграции в облака или только приступая к использованию всей мощи облаков», — сказал Бартолетти. Таким предприятиям потребуется время, чтобы свернуть свои проекты по разработке ПО в нужное русло.
Предприятия, рассматривающие возможность использоваться облаков, находящихся в других государствах, все чаще сталкиваются с ужесточением регулирования и ограничением вариантов выбора. В Китае, например, иностранные облачные провайдеры должны сотрудничать с местными компаниями, чтобы продавать в этой стране облачные сервисы. Между тем, правительство США ввело ограничения для Huawei и связанных с ее облачным бизнесом компаний, а также для других китайских облачных провайдеров, включая Alibaba, Tencent и Baidu. В Европе набирает силу идея создания суверенного облака GAIA-X, отмечает Forrester.
Движущая сила трансформации
Что касается светлых перспектив, то Forrester прогнозирует, что нативно-облачная технология продолжит стимулировать корпоративные стратегии цифровой трансформации. К концу 2021 г. 60% компаний будут использовать контейнеры на платформах публичных облаков, а 25% разработчиков перейдут на бессерверные вычисления.
Нативные облачные технологии, такие как контейнеры, Kubernetes и бессерверные вычисления, помогают предприятиям создавать, переносить и модернизировать обращенные к клиентам приложения, делать это проще и в больших масштабах, перенося приложения из ЦОДов в облака и далее на периферию сети. До начала пандемии, по данным Forrester, 19% разработчиков регулярно использовали бессерверные функции, а 22% регулярно применяли контейнеры для создания и запуска приложений в публичных облаках. В настоящее время примерно четверть разработчиков не использует контейнеры. Восстановление после пандемии резко ускорит их распространение, прогнозирует Forrester.
Больше вариантов выбора
По мере того, как рынок облаков растет, становится более зрелым и расширяется в новых направлениях, варианты выбора будут множиться и фрагментироваться. Основные облачные провайдеры перенесут центр тяжести на специфические отраслевые облачные платформы и решения для розничной торговли, здравоохранения, СМИ, правительственных органов и т. д., сказал Бартолетти. «IBM, Microsoft, AWS и Google прилагают большие усилия для создания специфических отраслевых решений, — отметил он. — Мы переходим от вопроса „что все делают в облаке?“ к вопросу „что делают в облаке такие компании, как моя?“». Бартолетти прогнозирует, что облачный рынок будет все больше определяться продажей не сервисов, а решений.
Облачные провайдеры продвигаются на многообещающие новые рынки, такие как периферийные облака и периферийные вычисления. Все основные облачные гиперскейлеры расширяют свои первые периферийные сервисы, ориентированные на IoT с целью поддержки более разнообразных сценариев помимо IoT, сказал Бартолетти. По его наблюдениям, такие сервисы станут возможны благодаря платформам контейнеров и Kubernetes, а также сервисам, разработанным для периферийного оборудования в множестве различных сред.
Сейчас производители уделяют больше внимания облачным клиентам, имеющим собственные ЦОДы. Для них важны безопасность и размещение данных, и они решают, как перенести облачные сервисы в свои ЦОДы. «Все основные облачные гиперскейлеры агрессивно разрабатывают модели предоставления облачных сервисов в ЦОДах и новые инструменты управления несколькими облаками, чтобы обеспечить прозрачность всех облаков, управление операциями, безопасность, осуществление политик и управление», — пояснил Бартолетти.
Стабильные затраты
Хорошая новость в том, что затраты на облака вероятно не сильно вырастут и останутся сравнительно стабильными в 2021 г. «Сегодня облачные сервисы действительно не испытывают большого ценового давления», — сказал Бартолетти. Хотя удельные издержки не снижаются, предприятия быстро совершенствуют отслеживание, оптимизацию и сокращение своих облачных расходов. «Они все больше и больше используют облака. Теперь фокус на то, чтобы эффективно их использовать по мере роста», — считает он.