НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Сети/Серверы/СХД/ЦОД:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Экосистемы Schneider Electric для сложных инфраструктур: как удержать сложность под контролем

16.12.2020
Увеличить

Андрей Ивашов

Высокие технологии за последний год особенно интенсивно внедрялись в самые разные отрасли хозяйства, и вряд ли скорость этого проникновения в обозримой перспективе снизится. Вместе с тем высокие темпы цифровизации заставляют порой заказчиков приносить стратегическую продуманность своих инфраструктур в жертву стремлению как можно скорее внедрять ИТ-новшества, решительно необходимые для выживания бизнеса. В результате процесс развития начинает напоминать намораживание льда на поверхность айсберга в сырую холодную погоду: чем тяжелее становится в результате этого процесса надводная часть, тем выше смещается центр тяжести. Тем с большей вероятностью плавучая ледяная гора рано или поздно опрокинется, и чаще всего — с самыми катастрофическими последствиями.

Избежать чрезмерного усложнения ИТ-инфраструктур в процессе их развития, увы, не всегда удаётся: крайне редко бизнес располагает достаточными возможностями для выстраивания с нуля тщательно продуманных решений параллельно с поддержанием в рабочем состоянии своих действующих серверов, СХД, умного производства и, конечно же, обеспечивающей их работу инженерной обвязки. Однако даже комплексную инфраструктуру с разнородными элементами возможно содержать и эксплуатировать эффективно, если позаботиться о создании умной ИТ-экосистемы, ориентированной на высокую производительность, надёжность и устойчивость. О том, каким образом этого добиться и какими путями движется развитие экосистем в самых разных отраслях цифровой экономики, рассказал Андрей Ивашов, руководитель по развитию направления DCIM (Data Center Infrastructure Management) подразделения Secure Power компании Schneider Electric.

Каким образом технологические инновации воздействуют на экономику в целом и на её ИТ-составляющую? Насколько глубоко и обширно это воздействие?

Настоящие инновации в бизнесе порождает необходимость. Наиболее эффективны они не там, где их административно внедряют, а там, где от них ожидается (и получается) реальный экономический эффект, заметный уже в краткосрочной перспективе. Проще всего оценить необходимость той или иной инновации, рассматривая связанные с ними ключевые показатели (KPI). Энергоэффективность — как раз такой KPI, эффект от которого более чем очевиден для владельцев вычислительных центров, больших распределённых систем и т. п. Даже в России, где цена электроэнергии заметно ниже, чем в ЕС, в последнее время — на фоне роста потребности в сокращении затрат — на это начинают обращать внимание.

Помимо того, ценное вычислительное оборудование на периферии (а сегодня даже тяжёлые промышленные системы обрастают серверами) предъявляют высокие требования к качеству электропитания и условиям эксплуатации. Чем более нагружена система, чем сложнее условия эксплуатации — например, у тех же самых ИБП, — тем интенсивнее расход энергии и выше температура окружающей оборудование среды.

А значит, требуется дополнительное охлаждение (что влечёт за собой новые расходы), — или же придётся мириться с сокращением срока службы электронных и электрохимических компонентов. Например, страдает продолжительность штатной работы свинцово-кислотных батарей.

Следует также подчеркнуть, что доступный энергобюджет предприятия может быть весьма ограничен. В деловом центре города-миллионника порой попросту неоткуда взять даже лишние 10 кВт, — а ведь уже наблюдается чёткий тренд на увеличение мощности периферийных вычислительных узлов — серверных помещений. Иными словами, игнорировать острую потребность в технологических инновациях, нацеленных на повышение энергоэффективности и устойчивости, в наши дни уже попросту невозможно.

Происходит ли вытеснение новыми технологиями старых, или же решения разных поколений продолжают эксплуатироваться совместно, по необходимости образуя громоздкие комплексные системы?

В целом тенденция к модернизации инженерной инфраструктуры вслед за усложнением и увеличением нагрузки на ИТ видна повсеместно. К сожалению, само принятие решения о модернизации происходит обычно с небольшим запаздыванием: когда заказчик сам замечает, что его инфраструктура уже недостаточно производительна и технологически неадекватна ставящимся перед ней бизнес-задачам.

В целях предотвращения инцидентов, возникающих вследствие проводимой в сжатые сроки и без соответствующего контроля модернизации, чтобы избежать связанных с запоздалыми и спешными мероприятиями, неприятных сюрпризов, мы рекомендуем внедрять технологии мониторинга на инженерной инфраструктуре: брать её состояние под контроль, в реальном масштабе времени оценивать происходящие в ней изменения на фоне интеграции новых технологий, подключения и развития ИТ-проектов.

Такая находящаяся под неусыпным контролем инфраструктура даёт заказчику возможность не только адекватно оценивать моментальную обстановку, но и строить обоснованные прогнозы: куда дальше двигаться, какое оборудование применять, что за устройства и элементы заменять заблаговременно — прежде чем произойдёт отказ и вызовет, тем самым, разрыв в непрерывном течении бизнес-процессов. Именно в этой области мы наблюдаем сегодня максимальный спрос на высокотехнологичные инновации. Заказчикам по всему миру важно, чтобы их инфраструктура базировалась на прочном инженерном фундаменте, который образуют непрерывное электропитание, непрерывное охлаждение и безопасность. Все эти критические компоненты готова обеспечивать компания Schneider Electric.

Почему заказчики далеко не всегда способны отказаться от прежних ИТ-систем или технологий? Причины разные. В ряде случаев инженерная инфраструктура пяти-, десятилетней и более давности достаточно надёжна и работает без нареканий, так что проект по её реновации с экономической точки зрения пока себя не оправдывает.

Роль ИТ-систем в этом сложном ландшафте велика, как и их разнообразие. Какие задачи по контролю систем возникают у заказчиков?

Практически каждый заказчик сегодня задаётся вопросом: как сделать разнородную ИТ-инфраструктуру наиболее эффективной? Особенно если эта инфраструктура служит основным средством производства, что характерно для коммерческих дата-центров или ИТ-компаний. В современном дата-центре не редкость сосуществование серверов, СХД и прочих систем трёх разных поколений, что само по себе бросает инженерной инфраструктуре серьёзный вызов. Если самое новое оборудование способно штатно работать при температуре охлаждающего воздушного потока на входе выше 30º, а десятилетней давности системам не обойтись без «холодного коридора», приходится кропотливо работать над зонированием помещений, прокладкой коммуникаций, налаживанием адекватного контроля и т. п.

У Schneider Electric есть для этого специализированное решение: система EcoStruxure IT. Мы помогаем заказчику со сложной инфраструктурой создать цифровую модель его систем, которая будет и на этапе планирования, и в процессе эксплуатации визуализировать все важнейшие параметры работы его инфраструктуры. В EcoStruxure IT учитывается буквально всё, вплоть до нагрузки на фальшпол, ёмкости каждой отдельной стойки, параметров воздушных потоков для теплоотвода — и, разумеется, электропитания. Добавив новое оборудование в эту модель (либо удалив имеющееся), сразу же можно увидеть изменения в нагрузке на инженерную инфраструктуру, воздействие на другие элементы, оценить необходимые действия.

Мы стараемся балансировать между демонстрацией заказчику инновационных инструментов, предложением тотальной модернизации и прагматичным подходом — помощью ему в наиболее эффективной эксплуатации имеющегося дата-центра или распределённой системы. Всегда предлагаем несколько вариантов, вклчая SLA-контракты, обеспечиваем удалённый мониторинг.

У нашей DCIM-платформы EcoStruxure IT есть три уровня агрегации данных: первый — базовый мониторинг (температура, влажность, возникновение протечек, иные события окружающей среды с применением IoT-датчиков NetBotz), контроль физического доступа (вплоть до отдельной стойки) и технологическое видеонаблюдение (обособленное от того, что находится в ведении ИБ-службы). Второй уровень сложности — это когда у заказчика много объектов; в такой ситуации решения NetBotz просто недостаточно. На этот случай у Schneider Electric предусмотрена система мониторинга и безопасности Data Center Expert, которая развёртывается на площадке заказчика и агрегирует данные с оборудования, в том числе и других производителей. Третий уровень — это цифровая модель, агрегирующая данные мониторинга, технологическое имущество и процессы.

Хочу отметить, что наш мониторинг обеспечивает 4 важных компонента на одной платформе: это мониторинг среды, контроль оборудования, видеонаблюдение и СКУД для ИТ-шкафов. Часто не целесообразно внедрять три или четыре решения на одном объекте, будь это серверная комната или технической помещение.

Поставить в цеху или в торговом зале одно универсальное устройство проще, чем разворачивать и сопрягать три независимых решения с аналогичной функциональностью. Кроме того, EcoStruxure IT берёт под контроль состояние инженерного оборудования: кондиционеров, ИБП, устройств распределения питания, — всего, что находится в ЦОДах или в офисах высокотехнологичного предприятия. А, как я уже говорил в самом начале, прибыльных бизнесов без высоких технологий и ИТ сегодня практически уже и нет.

Вы говорите, что контроль оборудования может иметь даже несколько уровней. Насколько сложно и затратно внедрение таких средств?

Действительно, внедрение полного решения — это не простой, но неизбежный путь, если требуется обеспечить баланс между высокой отказоустойчивостью ЦОДа, эффективностью и скоростью проведения технических работ. Мы всегда предлагаем начинать с выполнимой части, когда можно оценить эффект от внедрения каждого этапа. Обладая обширной экспертизой, компания Schneider Electric неизменно оповещает заказчиков о желательности адекватного соответствия сложности внедряемой системы и предназначенных для этого сил и средств.

Сравнительно недавно у нас появился практически идеальный продукт с точки зрения простоты и скорости внедрения. Это EcoStruxure IT Expert, — облачная система мониторинга, которая требует буквально несколько часов, а не недель рабочего времени для запуска. Это облачный продукт, помогающий преодолеть пропасть между сложностью разнородных ИТ- и инженерных систем — и высокими требованиями к квалификации команды специалистов, которая должна и обслуживать «инженерку», и часто внедрять необходимые инструменты.

Фактически, EcoStruxure IT Expert — это новое поколение системы мониторинга, которая впитала опыт экспертов по мониторингу инфраструктуры: безопасников, специалистов по энергетике и охлаждению, знатоков других инженерных систем и ИТ-гуру.

EcoStructure IT Expert предназначен для любых объектов, на которых в принципе имеется ИТ-инфраструктура, и требует от заказчика лишь создать личный кабинет в облаке через веб-интерфейс, а затем поставить у себя в сети специальный шлюз для сбора данных с оборудования, — фактически, всё. Далее, шлюз в полуавтоматическом режиме начинает собирать данные с оборудования. Уже через несколько минут пользователь в личном кабинете либо через мобильное приложение начинает видеть первые узлы инфраструктуры с флагами состояний, метками событий и т. д., а через несколько часов получает полный список оборудования с определёнными метриками его актуальных состояний. В частности, с предиктивным анализом по срокам обслуживания или замены батарей в ИБП.

Пока мы в принципе не видим конкурентных продуктов, которые так же могли бы создавать для крупного заказчика систему мониторинга из облака за один рабочий день. Стоит отметить, что EcoStruxure IT Expert предлагается как сервис по подписке в зависимости от числа объектов мониторинга и срока пользования услугой. Можно дополнить мониторинг услугами удалённого мониторинга и поддержки со стороны дежурной смены Schneider Electric. Сервис, который обеспечивает компания Schneider Electric, отличается разносторонностью и высочайшим уровнем качества. Попытавшись обеспечить сопоставимый уровень поддержки собственными силами, заказчик скорее всего столкнётся с необходимостью содержать в штате обширную команду высококлассных и чрезвычайно дорогостоящих специалистов, что с экономической точки зрения вряд ли себя оправдает.

Распределение высокотехнологичных решений (технологии edge, IoT) и их концентрация (облака) на первый взгляд кажутся противоположными трендами, — так ли это? Что общего у наиболее прогрессивных современных ИТ-систем всех уровней и направлений?

Мы действительно наблюдаем две тенденции. С одной стороны, развиваются частные и гибридные облака, и информация заказчика уходит в них. С другой, на предприятии заказчика возникает потребность в локальных и весьма производительных системах — от учёта и сбора данных до средств видеоаналитики — всё для эффективности и безопасности производства. И потому вырастает количество датчиков, объём хранимых и локально обрабатываемых данных. Неизбежно растёт парк тяжёлого ИТ-оборудования on-premises — и в результате всё больше становится периферийных объектов, требующих де-факто того же внимания, что и большие дата-центры. Необходимой становится критичность — особые требования к надёжности для всех объектов.

Вот почему наши решения EcoStruxure IT закрывают потребности как очень крупных ЦОДов, так и их клиентов — корпоративных заказчиков, которые сами постепенно развёртывают на периферии всё более высокопроизводительные и требовательные к инженерной инфраструктуре вычислительные объекты. Schneider Electric обеспечивает всем им контроль за этими объектами и учёт ресурсов на них, причём сами процедуры мониторинга заказчик может производить силами собственного ИТ-отдела, может передать нам или партнёру — аутсорсеру, своему провайдеру IT-услуг.

Есть уже заказчики, которые доверяют Schneider Electric мониторинг своих объектов в рамках более обширного контракта на техническую поддержку работы объекта как целого. Мы называем это «управление жизненным циклом», и в соответствии с подписанным SLA контролируем состояние инфраструктуры, реагируем на инциденты, регистрируем, выезжаем на место, меняем и ремонтируем оборудование, — это комплексная услуга. У заказчиков разные потребности, разные системы: и по географии, и по специфике, и по количеству объектов. Одни заказчики предпочитают с использованием сервисов Schneider Electric сопровождать систему охлаждения своего предприятия, другие — инфраструктуру электропитания, третьи — требуют полномасштабный мониторинг и управление всей системой жизнеобеспечения того или иного объекта. Управление технологическими процессами — одна из ключевых компетенций Schneider Electric. И передача этого управления внешнему специалисту сегодня не просто тренд, — это насущная необходимость. Иначе не выйдет построить по-настоящему эффективный бизнес, — а неэффективному в нынешних экономических условиях выжить чрезвычайно трудно.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ SCHNEIDER ELECTRIC

 
Интересно
Периферия расширяет границы центра обработки данных
Новые периферийные (edge) технологии обеспечивают диагностику …
Запущен квантовый компьютер для генеративного ИИ
Orca PT-2 может продвинуть такие интенсивные приложения искусственного интеллекта, как разработка вакцин …
Как компаниям уменьшить углеродный след и вести политику осознанного потребления
Если рассматривать классические проблемы воздействия на окружающую среду центров обработки данных (ЦОДов …
Удаленный доступ: российский рынок реагирует на рост спроса
Пережив взрывной рост в годы пандемии ковида, когда многие российские компании перевели на удаленную работу …