Разработчики и другие ИТ-специалисты наравне с руководителями все чаще принимают участие в составлении планов, касающихся инвестиций в корпоративные технологии. Шивен Рамджи, директор по продуктам компании Auth0, предлагающей одноименную систему авторизации, утверждает на портале InformationWeek, что со временем их влияние только будет расти.
В прошлом легендарный тренер и генеральный менеджер профессиональной лиги американского NFL Билл Парселлс однажды метко подметил: «Если вам нужно приготовить ужин, то было бы неплохо, если бы вы могли сами закупить хотя бы часть продуктов». В этом высказывании, которое прозвучало двадцать лет назад, он выразил разочарование по поводу того, что ему не позволили принимать кадровые решения в клубе New England Patriots, хотя его работа заключалась в том, чтобы превратить его в лидера дивизиона. Вероятно, Парселлс не силен в корпоративных технологиях, но его высказывание перекликается с реалиями сегодняшнего конкурентного ИТ-мира: принимая решения в области инвестирования, руководителям крайне важно консультироваться с лицами, непосредственно ответственными за разработку, управление и внедрение технологий как для самой компании, так и ее клиентов.
Представление о том, что руководитель должен обладать всеми полномочиями по поводу оценки пригодности технологий и вынесению решений по их закупке, более не выдерживает никакой критики, более того, оно контрпродуктивно. Но что способствовало тому, что влияние разработчиков так выросло? Об этом ниже.
1. Практически повсеместное внедрение цифровых технологий на предприятиях. В настоящее время цифровой интерфейс является основным для большинства организаций независимо от их размера и отраслевой принадлежности и применяется для взаимодействия с клиентами. Недавнее исследование IDC показывает, что к 2023 г. прямые инвестиции в цифровую трансформацию достигнут 6,8 трлн. долл. и гарантией ее эффективности для бизнеса стала разработка ПО. Последняя также оказывает глубокое воздействие на то, как оцениваются, покупаются и используются продукты и услуги, особенно в тех компаниях, которые находятся на пути цифровой трансформации.
2. Взрывной переход в облако. Резко ускорившиеся темпы внедрения облачных технологий существенно повлияли на процедуру корпоративных закупок. Руководители или отделы закупок более не выбирают инфраструктурные решения, руководствуясь RFP (request for proposal, тендерные процедуры с публикацией запросов на продукты и услуги) или доверительными партнерскими связями, начало которым было положено на полях для гольфа или за деловыми обедами. Теперь решения все чаще принимаются экспертами, которые ежедневно «живут и дышат» технологиями, поэтому требование разработчиков облачных решений, чтобы ПО было простым и эффективным в использовании, вполне естественное. Одним из примеров такого подхода является Toast — поставщик программных платформ для управления ресторанами. Его штатный инженер-программист Чанс Кирш недавно отметил, что решения о закупках в его компании не принимаются единолично топ-менеджментом, а исходя из рекомендаций команды разработчиков и требований бизнеса.
3. Корпоративное руководство все больше интересуется скоростью, гибкостью и опытом. Большинство ИТ-профессионалов говорят, что их бюджеты постоянно меняются. Вносимые корректировки во многом связаны с распространением COVID-19. Вне зависимости от ситуации от CIO и руководителей бизнес-направлений требуют обеспечить лучший цифровой опыт для своих сотрудников или клиентов, при этом делать это нужно быстрее, лучше и дешевле. В условиях урезания бюджетов организации все чаще обращаются к своим командам разработчиков с просьбой протестировать программные компоненты на предмет возможности применять их как для внутренних потребностей, так и для обслуживания клиентов. Руководители понимают, что качество обслуживания напрямую зависит от скорости выпуска ПО. А именно разработчики и ИТ-специалисты лучше всего осведомлены о том, что такое скорость и гибкость.
4. Разрушение организационных барьеров и расширение сотрудничества. Команды все чаще привлекаются к межфункциональному сотрудничеству, например, ИТ-команды и отдела закупок. В течение многих лет они редко пересекались, но сегодня они не просто пересекаются, но и динамично сотрудничают. Как показали данные отчета ProcureCon и Coupa за 2019 г., хотя у 83% ИТ-команд и отделов снабжения нет общих KPI (ключевых показателей эффективности), они плодотворно и довольно часто взаимодействуют, что связано с требованиями текущих проектов цифровой трансформации. В нем также говорится, что более тесные рабочие отношения между отделами закупок и ИТ подкрепляются регулярными встречами, давним опытом сотрудничества в ходе выбора ИТ-поставщиков и тем обстоятельством, что в отделах закупок работают квалифицированные ИТ-специалисты. Наконец, обеими группами совместно осуществляется более половины проектов по выбору ИТ-ресурсов.
5. Влияние разработчиков в организациях стало неоспоримым. Топ-менеджмент и руководители бизнес-направлений все чаще консультируются с разработчиками для принятия важных решений по выбору технологий. Это логично, поскольку они часто по своей инициативе оценивают бесплатные или пробные версии программных продуктов, чтобы определить их возможности и соответствие целям ИТ-команды и организации в целом. Как показали данные недавнего исследования Bessemer Venture Partners и Auth0, которое проводилось с целью выявить тенденции в области закупок ПО, 87% организаций высоко/очень высоко оценили отзывы разработчиков о продуктах; 91% разработчиков считает, что с ними имеет смысл консультироваться в ходе оценочных процедур. Данные исследования подтверждают, что разработчики и другие ИТ-специалисты все чаще наравне с руководителями принимают участие в составлении инвестиционных планов по выбору корпоративных технологий.
То, что разработчиков привлекают к решению важных задач, — это не временное явление. По данным Evans Data Corp., сегодня во всем мире насчитывается около 27 млн. разработчиков, а в 2030 г., как ожидается, их будет насчитываться 45 млн. Очевидно, что они останутся на переднем крае цифровой промышленной революции, принимая решения о выборе ПО, функции которого распространяются на маркетинг, продажи, безопасность, операционную деятельность, управление цепочками поставок, разработку продуктов и многое другое.
Для технолога очевидно, что ПО повышает ценность бизнеса и разработчики — одни из самых важных участников процессов его закупки. Теперь они стали еще более заметными фигурами на этапах оценки и рассмотрения, что вне всяких сомнений принесет пользу руководству, техническим командам и организациям в целом.