2020 год показал: перемены могут быть непредсказуемыми, разрушительными, долгоиграющими. В бизнесе всегда нужно быть наготове, держать себя как руководителя и свою команду в режиме оперативного реагирования и управления изменениями. Если раньше они были связаны с реализацией конкретных проектов, то сейчас трансформация происходит каждый день. И если компания не меняется, она погибает. В этой статье расскажу о тенденциях в сфере цифровой трансформации на будущий год.
Цифровая ловкость — тренд 2021 года
Понятие digital dexterity стало очень актуальным за последний год. Гибкость компании и способность выгодно использовать современные технологии позволяет работать на опережение и выращивать сильную, компетентную команду. Ловкость в цифровизации подразумевает умение быстро отделять нужные диджитал-новинки от просто модных, формирование стратегии и плана по внедрению решения, которое улучшит бизнес-результаты. Ошибочно думать, что к изменениям нужно подходить осторожно и постепенно. Скорость движения нового во всем мире будет только возрастать, так что либо придется подстраиваться, либо выходить из игры.
Подчеркну, что трансформация не означает снос старого и установку нового. Цифровые инструменты нужно встраивать сбалансированно: интегрировать любую современную и суперпопулярную новинку, выжав при этом максимум из старого. Например, десятками лет работающие системы могут через роботов решать важные вопросы. Такое взаимодействие позволяет существенно экономить бюджет и оставаться при этом на цифровой волне.
Разгружайте сотрудников для решения творческих задач
Удаленная работа и переход на омниканальность научили сотрудников работать по индивидуальному графику, проводить онлайн-встречи и совещания, быть более адаптивными. Применение RPA-технологий в бизнесе и избавление от рутинного ручного труда людей позволила им развивать инициативность и такой полезный навык, как креативность. Благодаря искусственному интеллекту автоматизируется вал обязанностей. При совмещении ИИ с RPA происходит апгрейд рабочей силы, прокачивание компетенций в современных технологиях. Управлять изменениями, связанными с персоналом, нужно с творческим подходом. Если вы решили «нанять» на работу робота, то сделайте так, чтобы сотрудники быстро приняли его в команду. Самое главное здесь — коммуникация, выстроенная в соответствии с корпоративной культурой, где четко разъяснены цели нововведений и их польза для коллектива. Если сотрудники чему-то сопротивляются, возможно, им стоит предложить новое направление в развитии, обучение и переход на новый проект.
Используйте правило: цель, поддержка и давление
Любое изменение внедряется с наибольшей пользой, когда есть три составляющих фактора — цель, поддержка и давление. Если нет цели, то лучше ничего вообще не менять. Например, вы не понимаете, зачем вам нужна автоматизация бизнес-процессов или нечетко видите эффект от применения технологий. На практике нашей компании были случаи, когда приходилось выполнять оптимизацию иных процессов, не тех, на которые был запрос. Правда, эта ситуация допустима для заказчиков, которые обращаются к консультантам. Когда бизнес пытается своими силами решить цифровые задачи, то постановка целей и выбор решения в соответствии с индивидуальными особенностями бизнеса должны быть в приоритете. Поддержкой при реализации трансформации могут служить эффективные инструменты компаний-лидеров отрасли, конкурентов. Они же всегда будут создавать определенное давление, возможно, быстрее выпускать на рынок новые продукты, что послужит стимулом для разработок и усовершенствования своих решений.
Схема «цель, поддержка и давление» также применима при управлении персоналом. Нередки случаи, когда у сотрудника нет понимания, для чего он ходит на работу или, например, KPI и каких-то обозначенных дедлайнов. Такая ситуация в большинстве случаев приведет к застою, итог отразится как на показателях проекта (или направления), так и на самом работнике.
Когда нет поддержки от руководства или наставника, то у сотрудника нет понимания важности и ценности его труда. Работа 8 часов и больше «строго по указаниям» может привести к выгоранию, недопониманию в коллективе, обидам и прочим ненужным последствиям. Каждый подчиненный нуждается в обратной связи и мотивации. Он хочет понимать, что его стратегия и движение к намеченной цели идут по плану и в случае чего не будут подвергнуты внезапной критике из-за вдруг возникнувших недопониманий.
Давление следует использовать как своеобразный движок для достижения результата. Это не кнут, а скорее ускоритель работы. Сотрудникам свойственно в какой-то момент останавливаться, топтаться на месте, сомневаться, опасаться изменений. Часто давление способствует открытию второго дыхания, генерации идей и возникновению нестандартных путей решения задач.
Стройте бизнес под себя
Даже если раньше вы концентрировались на проблемах и болях клиента и выстраивали стратегию с перевесом в его сторону, то сейчас гораздо эффективнее отталкиваться от своей идеологии. Каждая компания в какой-то мере — физическое отражение психики владельца бизнеса. Организация транслирует особенности руководителя. И успех зависит от того, насколько управленец хорошо знает себя и свои сильные стороны. Чтобы быстрее адаптироваться под перемены, нужно обучаться «в бою», вникать в новые процессы, черпать идеи у менторов, анализировать успешные истории и кейсы.
Кризисные и нестабильные периоды всегда хорошо выявляют пробелы и недостатки в управлении. Создать равновесие в таком случае помогут разные инструменты, например, работа с партнёрами, когда получается выгодно сочетать таланты. Оптимально, когда каждый руководитель возглавляет то направление, где максимально выгодно раскрываются его основные компетенции и в рамках которого собран солидный багаж проектов.
Совершенствуйте сервис и безопасность
Быстрая реакция на потребности заказчика, а также безупречный клиентский сервис — преимущества, которые могут повысить рейтинг компании. Мониторинг спроса, аналитика, активные коммуникации — всё это нужно усилить в 2021 году. Как исполнитель вы должны излучать надежность и ответственность. Механическая рассылка скриптов и прочие шаблонные действия уже давно ушли в прошлое. Персонализированный подход и грамотная коммуникация — то, на чем выстраивается перспектива и достигаются цели.
Кибербезопасность в будущем году должна стать неотъемлемым средством защиты вашего бизнеса. Стратегия против потенциальной уязвимости включает современные решения аварийного восстановления, например, в случае утечки информации, обработанной с помощью машинного обучения, при внешних атаках.