Бизнес-нормы, которые закрепились во время пандемии, не исчезнут вместе с COVID-19, а тенденции автоматизации только усилятся. Марк Руньон, главный консультант ИТ-сервисной компании Improving, обращает особое внимание на портале Enterprisers Project на четыре новых тренда.
В начале 2020 г. мало кто из нас думал, что цифровая трансформация станет столь критической частью нашего бизнеса. Пандемия ускорила инвестиции в преобразование всего как средство выживания.
Нам пришлось автоматизировать наши склады, чтобы держать дистанцию между водителями, доставляющими товары, и работниками, разгружающими грузовики. Фармацевтические компаний, такие как Takeda, смогли рекордно ускорить разработку лекарств и проведение их испытаний на пациентах благодаря роботизации процессов (Robot Process Automation, RPA).
И хотя развертывание вакцинации обещает возвращение какого-то подобия нормальной жизни, это не значит, что мы вернемся к обычному ведению дел. Бизнес-нормы, которые закрепились во время пандемии, не исчезнут вместе с COVID-19. Тенденции автоматизации ускорились, и нет оснований полагать, что они замедлятся.
Рассмотрим четыре новых тренда автоматизации, которые повлияют на бизнес в 2021 г.
1. Гиперавтоматизация
Gartner объявила гиперавтоматизацию стратегическим технологическим трендом номер один 2020 г., и это единственный тренд, оставшийся в списке в 2021 г.
В двух словах, гиперавтоматизация стремится объединить различные методы автоматизации для достижения истинных сквозных автоматизированных решений. Проще говоря, гиперавтоматизация создает структуру вокруг хаоса. Организации постоянно автоматизируют части бизнес-процессов, но лишь немногие смогли увидеть более широкую картину сквозных организационных изменений за счет автоматизации.
Примером гиперавтоматизации может служить RPA в сочетании с искусственным интеллектом для разработки более эффективных процессов на основе показателей ROI, полученных из аналитики. Гиперавтоматизация предполагает, что автоматизированные процессы будут оттачиваться сами собой, что приведет к их еще большему улучшению.
Автоматизированное обнаружение процессов является ключевым показателем того, как работает ваша команда и как она выдвигает новых кандидатов на автоматизацию. Это работа не только для машин: гиперавтоматизация привлекает бизнес-аналитиков, конечных пользователей и профильных экспертов, позволяя людям работать бок о бок с машинами.
2. Повышение роли архитектора автоматизации
Бум автоматизации выдвинул ранее нишевые роли на передний план. Компаниям внезапно потребовались собственные эксперты, чтобы разобраться в постоянно растущих сложностях, которые автоматизация привносит в их бизнес.
Архитекторы автоматизации устанавливают стандарты и инструменты для корпоративного использования автоматизации. Они определяют политику и анализируют влияние автоматизации на людей и процессы. Они руководят модернизацией, выстраивая бизнес-обоснование того, почему что-то должно или не должно быть автоматизировано. Они также анализируют влияние автоматизации на работу бизнес-подразделений для определения стандартизированного подхода для всей организации.
Согласно Gartner, 20% крупных компаний планируют привлечь архитекторов автоматизации в 2021 г. Ожидается, что к 2025 г. этот показатель достигнет 90%.
3. RPA все больше становится мейнстримом
Ожидается, что глобальные расходы на услуги RPA в 2023 г. достигнут 12 млрд. долл. — по сравнению с 5 млрд. в 2019 г. RPA все чаще используется для того, чтобы помочь сотрудникам более эффективно выполнять свои повседневные задачи. Автоматизируя традиционные задачи, компании могут исключать ошибки персонала, одновременно повышая эффективность. Отказ от выполнения обычных задач освобождает работников для решения более сложных проблем.
По мере того, как RPA становится все более массовой, она начинает выходить за пределы сферы ИТ. Опытные операционные и финансовые директора стремятся применить трансформационную силу RPA на всем предприятии. Gartner прогнозирует, что половина внедрений RPA к 2024 г. будет вне сферы ИТ.
Интеллектуальная автоматизация процессов (IPA) также быстро созревает. IPA объединяет RPA с искусственным интеллектом, чтобы применить силу машинного обучения для повышения эффективности процессов. IPA может революционизировать подход к бизнес-процессам.
4. Данные Интернета поведения растут
Интернет поведения (IoB) использует данные для изменения поведения. Каждый день каждый из нас генерирует огромные объемы данных: от наших каналов социальных сетей и отслеживания местоположения смартфонов до телематики на наших автомобилях и мониторинга данных о здоровье с помощью носимых устройств. Конфиденциальность становится все бóльшим мифом с каждым днем.
IoB синтезирует на основе этих данных цифровые следы каждого из нас, которые могут использовать компании. Используемая для анализа привычек вождения телематика — отличный пример: она может отслеживать превышение скорости, а также безрассудное и неосторожное вождение, сигнализируя о том, что водитель подвержен высокому риску будущих ДТП. Используя эти данные, страховщики могут регулировать ставки или вообще отказываться от страхования опасных водителей, а коммерческие парки могут сосредоточить обучение безопасности на водителях с более высоким риском.
В 2021 г. появятся новые бизнес-сценарии IoB использования в каждой отрасли.
***
Усилия по цифровой трансформации будут продолжать расти в 2021 г., поскольку компании стремятся стать более бережливыми и конкурентоспособными в современном быстро меняющемся ландшафте. Бизнес-процессы созрели для перестройки, поскольку удаленная работа стала новой нормой. Большинство компаний добились повышения производительности в рамках этой новой модели и будут продолжать развивать процессы для ее упрощения.
Времена неспешного изучения возможностей прошли. Растрата денег на проекты ИИ, которые дают туманные результаты, уходит в прошлое. Сегодня компании обеспокоены тем, какие меры могут эффективно изменить их бизнес. Время, необходимое для того, чтобы втиснуть элементы автоматизации в бюджет, давно истекло, и компании должны постоянно задаваться вопросом, как они автоматизируют свою работу в будущем.