— Доброе утро, Иоганн!
— Доброе утро, Карл.
— Иоганн, у нас проблема. Нам нужно отследить передвижение господина Л. Проблема в том, что он подданый другого государства, более того, дипломат. Официально следить за ним нам просто никто не даст.
— Я понимаю. Отслеживать данные о местоположении его смартфона нам без ордера не дадут, а ордер не выпишет ни один судья. Вы хотите, чтобы мы сделали это негласно и тихо?
— Да, Иоганн! Это просьба императора. Сами понимаете...
— В таком случае мы можем использовать коммерчески доступные записи о местоположении. Сегодня многие приложения для смартфонов регистрируют местонахождение своих пользователей, и разработчики приложений могут агрегировать данные и продавать их брокерам. А мы сможем их купить, естественно, не от лица службы, а от лица частной компании.
— Получается, что спецслужбы покупают коммерчески доступные базы данных, содержащие данные о местоположении из приложений для смартфонов, и ищут в них информацию о прошлых передвижениях граждан без ордера?
— Именно так! И тем самым обходит знаменитое постановление трехлетней давности. Помните? Верховный суд постановил, что конституция требует от правительства получения ордера, чтобы заставить телефонные компании передавать данные о своих клиентах. Но вместо этого правительство может купить аналогичные данные у брокера — и не считает, что для этого ему нужен ордер.
— Да, я помню такое постановление.
— Только покупка должна быть, естественно, не от имени империи.
— Конечно. Очевидно, такие действия могут повториться, а значит нам придется организовать или скорее даже купить рекламную компанию.
— Да, и скорее всего не одну.
— Спасибо за идею, Иоганн!
— Всегда рад помочь! Формально государство тут вообще ни причем.
Именно так сегодня работают государственные спецслужбы США, покупая данные о своих гражданах у частных фирм. Формально государство не следит за своими гражданами. А фактически?