Для внедрения таких технологий, как Kubernetes и искусственный интеллект/машинное обучение (ИИ/МО), можно воспользоваться подходом на основе центров передового опыта (Center of Excellence, СоЕ). Как настроить СоЕ, чтобы предоставить инструменты, людей и процессы, необходимые для цифровой трансформации, на портале Enterprisers Project рассказывает Даг Аллен, старший менеджер Red Hat по архитектуре решений.
Внедрение новых технологий на предприятии никогда не было делом для слабонервных — особенно когда развертываемые решения способны радикально изменить способ реализации организацией своих возможностей. В рамках грандиозной схемы внедрения технологий корпоративного класса большинство организаций все еще находятся на ранних этапах своего нативно-облачного контейнерного путешествия, изучая ИИ или МО, развивая возможности Интернета вещей, оптимизируя DevOps и даже разрабатывая облачные стратегии. Почему такие решения выигрывают от скоординированного подхода? Создание базового фундамента — среды, хорошо подходящей для успешного внедрения решений, изменяющих правила игры, — обеспечивает инструментарий, персонал и процессы, необходимые для достижения долгосрочной ценности бизнеса. Это означает инвестирование в организационную конструкцию, такую как CоE. Давайте рассмотрим, как создать такую организацию.
В течение многих лет общая концепция центров передового опыта в сфере бизнес-технологий была интегрирована во все структуры, начиная от групп ИТ-исследований и разработок, ориентированных на создание чего-либо нового в кратчайшие сроки и с минимальным бюджетом, до полномасштабных корпоративных организаций и заканчивая сегодняшними «инновационными» группами. Иногда эти группы на регулярной основе оценивают тенденции развития бизнес-технологий и дают рекомендации по их использованию на предприятии. В других случаях они документируют и обеспечивают управление бизнес-, организационными и техническими конструкциями корпорации.
Проблемы возникают, когда эти команды не в полной мере устанавливают связь между новыми технологиями и их стратегической ценностью для бизнеса. Хорошо продуманный СоЕ с конкретной миссией решает как тактические, так и стратегические вопросы, связанные с внедрением новых решений, в то же время сосредоточивая внимание на ценности технологий для бизнеса.
Как укомплектовать СоЕ и определить его миссию
Независимо от технологии, начните с рассмотрения того, как будет укомплектован штат СоЕ. Основная команда должна состоять из увлеченных, опытных специалистов, которые знают многие технологические области, а также хорошо разбираются в бизнесе. Хотя технологии ради технологии могут быть интересны некоторым инженерам, это не помогает основной миссии организации по обслуживанию своих клиентов.
Как и любую громкую трансформационную инициативу, CoE должны возглавить те, кто готов раздвинуть границы и заняться новыми методами расширения бизнеса. Поскольку члены команды центра будут своего рода внутренними корпоративными «консультантами», которым поручено управлять изменениями, им должны доверять и их мнения должны учитывать как бизнес-, так и ИТ-группы. С практической точки зрения, предоставить наиболее квалифицированных кандидатов для начала работы может команда по корпоративной архитектуре. Привлечение архитектора DevOps или инженера по надежности систем (SRE) также будет иметь решающее значение для обеспечения автоматизации и связи между различными сторонами, участвующими в создании и поддержке решений.
Как и любая инициатива предприятия, внедрение начинается с изучения и понимания бизнес-приоритетов. Это позволяет команде сосредоточить свои усилия на главных трансформационных возможностях новой технологии. Такой подход позволит эффективно разбираться в ситуациях, сценариях и бизнес-проблемах, к которым может быть применена новая технология. В зависимости от рассматриваемой технологии элементы СоЕ могут фактически поддерживать друг друга. Например, необходимость более быстрого предоставления новых возможностей конечным пользователям может способствовать оптимизации доставки приложений с помощью нативных решений Kubernetes. И наоборот, инновации, предоставляемые поставщиками решений на базе Kubernetes, могут вдохновить трансформировать доставку приложений таким образом, чтобы новые возможности могли быть реализованы быстрее, изменяя тем самым бизнес-приоритеты, основанные на искусстве возможного.
В некоторых организациях это может считаться кощунством, но нет ничего плохого в поиске решения бизнес-проблем с помощью нового технологического решения. Это можно рассматривать как возможность для ИТ-отдела черпать вдохновение у Стива Джобса и выдавать бизнесу некоторые решения, которые ему нужны, прежде чем бизнес узнает, что они нужны — или даже возможны. Бизнес-инициатива и решения в области технологий фактически станут организационной хартией СоЕ и, следовательно, определят его миссию.
Четыре ключевые области, которыми должен заниматься СоЕ
После создания миссии СоЕ должен сфокусироваться на четырех областях — с тем чтобы обеспечить внедрение корпоративного уровня. Одни должны быть рассмотрены раньше других, но везде надо начинать с самого начала. Несмотря на минимальное совпадение целей, все они дополняют друг друга и являются необходимыми.
1. Архитектура
Архитектура устанавливает пресловутые «правила дорожного движения», которые направляют процесс принятия решений и связывают фактическое техническое решение с бизнес-приоритетами. Архитектура включает в себя руководство организационным мышлением и евангелизм, которые будут стимулировать внедрение технологии. Результаты будут включать доказательства проверки концепции и прототипы, которые решают конкретные бизнес-проблемы и служат моделями для групп разработчиков, выбор технологии, наиболее подходящей для организации, и подробное понимание ценности бизнеса, вытекающей из инвестиций в технологию. Сюда можно добавить нарождающиеся лучшие практики.
2. Разработка решения
Даже если основная часть решения приобретается у поставщиков, а не создана внутри компании, необходимо уделять внимание обеспечению последовательного и повторяемого внедрения бизнес-функциональности. Эта задача, как правило, решается руководителями разработки, ответственными за понимание глубоких технических деталей технологии, оптимальных методов и нюансов, связанных с развертыванием и повторным использованием ее компонентов, а также за обеспечение того, чтобы решение было хорошо протестировано и проверено до его использования организацией.
Если, например, СоЕ сосредоточен на сфере управления бизнес-процессами (BPM), его сотрудники должны понимать, как использовать инструментарий BPM для отображения бизнес-процессов, как передавать соответствующую бизнес-информацию между системами и людьми, и знать все детали (определения сервисов и т. д.) интеграции приложений. Группы по разработке архитектуры и решений должны стремиться к тому, чтобы использовать принятые в организации процедуры и методы. Например, если эти группы уже используют методы Agile, то они будут стремиться подключать владельцев продуктов, создавать эпики и истории и т. д. На самом деле, принципы манифеста Agile служат отличным руководством, гарантирующим, что СоЕ эффективно добавляет ценность.
3. Инфраструктура
Эта область содержит все, что обеспечивает создание базиса корпоративного класса для технологических и бизнес-решений, которые должны быть построены на нем. Она включает в себя определение и развертывание процедур установки и настройки технологического стека, чтобы обеспечить высокую доступность, масштабируемость, возможность восстановления и безопасность среды. Эти обязанности будут выполняться такими лицами, как системные администраторы или SRE, которые разбираются в планировании ресурсов и знают все аспекты управления инфраструктурой. Они обеспечат соответствие решения установленным корпоративным ИТ-стандартам и повторное использование существующих корпоративных ИТ-ресурсов — серверов, сетей, хранилищ, баз данных, серверов приложений, промежуточного ПО и т. д. — в максимально возможной степени.
4. Поддержка решений после внедрения
Четвертая категория, поддержка решений после внедрения, должна рассматриваться задолго до фактического внедрения. Как бы ни было важно решение для достижения бизнес-приоритетов, необходимо наличие систем и персонала для обеспечения их оптимального функционирования. Это предполагает возможность мониторинга решения с точки зрения производительности, доступности и функциональности, а также обеспечение упреждающей эскалации и разрешения любых проблем. В зависимости от организации эту функцию могут выполнять те же специалисты, что ответственны за рассмотренную выше область инфраструктуры. Аналогичным образом, любые системы мониторинга, управления запросами на обслуживание и эскалации, уже развернутые для существующей ИТ-среды предприятия, будут также использоваться для новой технологии.
Учитывайте взаимосвязи и партнерские отношения
Наконец, на всех направлениях деятельности СоЕ важны образовательные аспекты и партнерство с поставщиками. Независимо от того, возлагаются ли обязанности на архитекторов, разработчиков или специалистов в области инфраструктуры и операций, их профессиональная состоятельность абсолютно необходима для создания основы для новых решений, а также для обеспечения их долгосрочной ценности для бизнеса. В культурном отношении инвестиции в навыки сотрудников по новым технологиям снижают шансы на то, что они будут использовать свой недавно приобретенный опыт для конкурентов.
Если говорить о партнерских отношениях, то мало что вызывает у вендоров корпоративных технологий больший интерес, чем клиенты, которые поддерживают партнерские отношения на протяжении всего процесса внедрения и позволяют им гарантировать, что предприятие получает максимальную отдачу от своих инвестиций. Это включает использование профессиональных услуг поставщика для обеспечения успешного внедрения и передачи знаний, а также регулярные беседы с группой продаж. Помощь клиентам в использовании технологий для решения бизнес-проблем является основной мотивацией для большинства людей, занятых в ИТ-отрасли. Знание бизнес-функций клиентов, поддерживаемых предложениями поставщиков технологий, является предметом их гордости.
В каждой из четырех представленных областей происходит непрерывный цикл деятельности. По мере развития команды и решений появляются новые возможности, которые могут многократно повысить ценность и эффективность бизнеса. После того, как СоЕ выполнит свою первоначальную миссию и несколько решений перейдут в производственную эксплуатацию, сотрудники групп по разработке архитектуры и решений останутся на своих местах и продолжат действовать в качестве внутренних консультантов и евангелистов для распространения технологии и ее преимуществ для бизнеса, чтобы стимулировать ее массовое внедрение на предприятии. Специалисты, специализирующиеся на поддержке инфраструктуры и решений, успешно интегрируют новую технологию в ИТ-операции предприятия и будут играть меньшую роль в дальнейшем внедрении, поскольку они сосредоточатся главным образом на функции поддержки.
Очевидно, что сама по себе технология не может ни трансформировать бизнес, ни вывести его на следующий уровень. Однако, как отмечает Джим Коллинз в своем многолетнем бестселлере «От хорошего к великому», технологии могут стать ускорителем, который делает трансформацию возможной. Создание СоЕ, который позволит выделенным специалистам сосредоточиться на применении конкретной технологической области к бизнес-проблемам, позволит организации получать больше выгод от инвестиций в технологию.