Прошедший год стал для всех годом глубоких перемен, как с профессиональных, так и с личностных позиций, побудив нас искать пути адаптации к наступившей новой реальности. В первых числах февраля ИТ-лидеры в регионе EMEA собрались на проведенной в онлайн-формате конференции Citrix EMEA Work Summit, чтобы высказать свои мнения по трем направлениям: построение современной адаптивной и безопасной рабочей среды; обеспечение удаленной работы в любом месте; переосмысление организации работы в новой реальности в целях раскрытия потенциала сотрудников.
Спикеры поделились своими мнениями о результатах исследования Work 2035, которое Citrix организовала в 2020 году. В нем приняли участие ученые, руководители бизнеса и рядовые сотрудники из США и Европы.
Как полагает старший вице-президент и управляющий директор Citrix в регионе EMEA Сериф Седдик, данное исследование помогает выявить возможные пути развития корпоративной рабочей среды, моделей организации рабочего пространства и рабочей силы, понять, как в перспективе до 2035 г. с технологических позиций будут осваиваться новые подходы к организации деятельности компаний.
В исследовании подняты важнейшие вопросы, которые встанут перед каждой компанией и государственной структурой при долговременном стратегическом планировании деятельности: как организовать продуктивную работу сотрудников; как люди будут взаимодействовать с технологиями; как будут возникать единые команды, состоящие из людей и машин, и какие возможности и проблемы это откроет для работников; как национальные правительства и наднациональные структуры регуляторно смогут поддержать работников и обеспечить им конкурентоспособность по отношению к машинам в новой рабочей среде.
В представлении Citrix цифровое рабочее пространство представляет собой единую программную платформу для организации рабочего стола и поддержки технологий доставки приложений мобильным и стационарным конечным пользователям, безопасного контекстно-зависимого доступа к устройствам, приложениям и данным. Оно также обеспечивает технических специалистов средствами контроля профилей конечных пользователей, эффективного управления обновлениями ПО и его лицензированием.
Эксперты Forrester поделились своим видением влияния цифровых рабочих мест на то, как мы будем работать на горизонте до двух лет и в перспективе свыше пяти лет, используя инновации для улучшения утилизации опыта конечных пользователей и упрощения выполнения ими возложенных на них бизнес-задач.
Предполагается, что в краткосрочной перспективе сотрудники получат в свое распоряжение сервисы самообслуживания для регистрации рабочих устройств, доступа к каталогам приложений и учебным модулям, которые предоставляют сегодня провайдеры цифрового рабочего пространства.
В долгосрочной перспективе цифровые рабочие места будут развиваться синхронно с облачными платформами и искусственным интеллектом. Появятся адаптированные облачные рабочие пространства для различных индустрий и отдельных бизнес-ролей. Такие сервисы, как Amazon Mechanical Turk и IBM Watson, смогут читать и готовить для персонала электронные письма, обращаясь к сотрудникам только за одобрением сообщений перед отправкой. Можно ожидать интеграции рабочих мест с виртуальной реальностью — виртуальными панелями управления, преобразованием голоса в текст и его распознаванием, сервисами, использующими большие данные автоматизированных чатов.
Сославшись на исследования Forbes, вице-президент по направлению облачных сетевых технологий Citrix Даррен Филдс назвал как значимые для бизнеса технологические тренды нового года: технология 5G, платформы данных клиентов (CDP), кибербезопасность, углубление изменений в процессах покупки и продаж в электронной коммерции, квантовые вычисления, повышение требований соблюдения конфиденциальности в облачных вычислениях.
В числе главных технологических компонентов цифрового рабочего пространства аналитики Forrester называют: виртуальные рабочие столы, размещенные на серверах ЦОДов; рабочий стол как услуга (DaaS); удаленные рабочие столы или рабочие столы как сервисная сессия; удаленный доступ к ПК; локальные виртуальные рабочие столы (без присутствия ПК в корпоративной сети); виртуализация и многоуровневость приложений; мобильные рабочие места; собственные приложения как услуга; управление мобильностью предприятия.
В качестве первого шага на пути к цифровой трансформации рабочего пространства эксперты Forrester рекомендуют разобраться в возможностях и недостатках выше перечисленных технологий, затем оценить технологическую оснащенность персонала и возможности технического менеджмента компании, наконец, найти партнеров, которые помогут в процессе трансформации.
Для построения цифрового рабочего пространства Citrix предлагает: централизованные хранение приложений и данных; упрощенное управление всей цифровой экосистемой с использованием для этого единой платформы; обеспечение простого в использовании единого входа и доступа ко всем приложениям, файлам и данным откуда угодно; использование кастомизируемых микроприложений в целях подстраивания их под индивидуальные нужды пользователей; оптимизацию повторяющихся задач через интеллектуальные рабочие процессы; обеспечение непрерывного сквозного контроля рабочих процессов через устройства.
Примерно 70% участвовавших в опросе Citrix ИБ-директоров планируют до конца 2021 г. обратиться к бизнес-руководству с просьбой существенно увеличить ИБ-бюджет. В решениях Citrix безопасность достигается за счет: предоставления системным администраторам детального контроля ИТ-среды; привязанности к контексту поведения пользователей и процессов; наблюдаемости всех облачных, сетевых и прикладных активностей; снижения возможности запуска несанкционированных приложений и загрузок; использования аналитических инструментов для помощи ИТ-службам выявлять аномалии и тенденции в ИТ-среде в целях оптимизации использования ИТ-ресурсов пользователями для повышения производительности.
В Citrix считают, что для обеспечения безопасного подключения удаленного рабочего места недостаточно только пробросить к нему VPN-тунель, поскольку VPN-технология не рассчитана на большое количество подключений и при их росте быстро становится сложно управляемой для ИТ-специалистов; она также непроста в эксплуатации и является привлекательным объектом для кибератак.
В Citrix заявляют, что компания помогает заказчикам построить безопасное цифровое рабочее пространство с минимальными дополнительными расходами на ИБ, предлагая решение с ИБ, встроенной в него уже при разработке. Такое решение включает: поддержку модели ИБ «нулевого доверия»; централизованные контроль доступа и хранилище данных; глубокую прозрачность решения и высокую гранулярность контроля; приоритеты для мобильного доступа с поддержкой стратегии BYOD; упрощение для ИТ-службы процесса оркестрации и автоматизации общих задач.
В своем выступлении Даррен Филдс остановился на такой важной характеристике современного рабочего пространства, как удаленная работа. По оценкам экспертов, к концу 2021 г. количество работающих удаленно в США вырастет на 30% и составит примерно 42 млн.
К настоящему времени в этой области накоплен немалый опыт и выявлены существенные проблемы. Так, удаленно работающие сотрудники жалуются на сложности, связанные с отключением от рабочего процесса после того, как настало время его закончить; вне офисов они испытывают одиночество; им трудно коммуницировать с коллегами в новых условиях; их отвлекают от работы бытовые факторы; им сложно сохранять мотивацию на успех. Согласно исследованиям Citrix, более 50% работников после перехода на удаленную работу столкнулись с технологическими проблемами; 34% испытали сложности с организациями виртуальных встреч; 33% опрошенных не доставало социальных контактов; 26% не хватало встреч с коллегами лицом к лицу; у 19% возникали сложности с получением доступа к корпоративным ресурсам; 17% жаловались на низкую продуктивностью встреч в онлайновом формате; 14% расценили удаленное рабочее пространство как неадекватное. На устранении всех этих замечаний компаниям и предприятиям придется сосредоточиться, поскольку удаленную работу следует рассматривать, как считают в Citrix, как новую нормальность.
Для современных компаний, по мнению Даррена Филдса, также важно не выпускать из внимания: цифровую трансформацию рабочего пространства, проходящую под воздействием пандемии COVID-19; автоматизацию для повышения эффективности бизнеса; сосредоточенность компаний на существенно диверсифицированных целях; обязательное соответствие современных технологий запросам работников на психическое здоровье; рост значения переобучения и переподготовки; требования работников от работодателей защищенности и безопасности — прибыль перестает быть единственным мотивом для бизнеса.
По его словам, все эти тренды для Citrix означают, что компания должна сосредоточится не только на процессе продаж, но и на образовании заказчиков, помощи им в понимании наступающих вызовов для бизнеса, повышать эффективность бизнеса через целостный подход к организации удаленной работы. Citrix намерена стать для заказчиков не только поставщиком технологий, но и партнером по изменению управления бизнесом, помочь работникам заказчиков четко разделять ИТ-ресурсы между домом и работой, сделать доступным изучение лучших практик и освоение способов повышения производительности труда и безопасности.