Во время пандемии многие предприятия избрали более короткий путь цифровой трансформации, но теперь пришло время взглянуть на это под другим углом. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты обсуждают основные составляющие цифровой стратегии, которые необходимо переоценить.
В 2020 г. мир источал опасность. Организации, добившиеся значительных успехов в цифровой трансформации перед пандемией COVID-19, смогли лучше адаптироваться к меняющейся деловой среде. В основном это были те компании, которые не ушли в дигитализацию с головой. «Сроки для проектов, которые должны были занять два года, урезали до двух месяцев, — отметил Ян Эрик Осе, директор и глобальный лидер исследовательской и консалтинговой компании ISG. — Компании знают, что цифровая трансформация может помочь им отреагировать на потрясения, вызваны ли они кризисом в области здравоохранения, политической неопределенностью или колебаниями рынка».
Пришло время для переоценки. Чтобы приспособиться к работе на дому, значительным изменениям спроса и предложения, меняющимся потребностям клиентов и партнеров и глобальному кризису в области здравоохранения, предприятия были вынуждены в спешке предпринимать действия, которые были эффективными в краткосрочной перспективе, и отложить те проекты, которые принесли бы выгоды в долгосрочной перспективе. Начало 2021 г. — самое время для ИТ-руководителей оглянуться назад, чтобы переоценить некоторые важные аспекты усилий по цифровой трансформации и убедиться, что они выбрали правильный путь, который принесет дивиденды не только в этом году, но и в будущем.
1. Согласование бизнес-целей
Это самый важный аспект цифровой стратегии, который необходимо пересмотреть. В ответ на пандемию COVID-19 многие организации неоднократно меняли направление, чтобы удовлетворить новые потребности своих клиентов, сотрудников и партнеров. Хотя безотлагательная трансформация была необходима, некоторые реализованные в спешке инициативы нужно переосмыслить, возможно даже не единожды. «Некоторые компании внедряли изменения в темпе, который не позволял им уделить должное внимание деталям, что является обязательным условием при реализации проектов цифровой трансформации. В то же время другие компании отказались от своей технической дорожной карты, — говорит Грег Стэм, управляющий директор по консультированию CIO консалтинговой компании AHEAD. — Очень важно пересмотреть стратегию цифровой трансформации, начиная с новых бизнес-целей».
2. Культурная готовность к преобразованиям
По словам вице-президента TEKsystems по продуктам и услугам Рикардо Мадана, в будущем в стратегии цифровой трансформации нужно меньше внимания уделять самой технологии и больше — организации, которая ее внедряет. Согласно отчету TEKsystems «State of DX», негибкие бизнес-процессы и отсутствие зрелости — главные проблемы в реализации проектов цифровой трансформации (32% респондентов). С началом пандемии этот показатель вырос до 41%.
3. Опыт работы сотрудников
«Многие ИТ-руководители изо всех сил старались внедрить новые технологии, чтобы помочь сотрудникам быть продуктивными и оставаться на связи из дома, но теперь они обнаруживают, что внедренные ими инструменты на самом деле не служат их истинной цели, — говорит Роб Уайли, старший вице-президент поставщика платформы для повышения продуктивности рабочего места Formstack. — Сейчас хорошее время, чтобы проанализировать продуктивность, новые системы и функции, удовлетворенность сотрудников и т. д.».
По его словам, если цифровая трансформация затрудняет жизнь сотрудников в это и без того трудное время, то лучше всего пересмотреть общую стратегию. «Строя планы на этот год, нужно оглянуться назад и найти недостатки, с которыми сталкиваются ваши сотрудники или клиенты после того, как ваша компания полностью перешла на удаленную работу, а также убедиться, что внедренные новые инструменты не создают барьеры для обмена данными. Оцените, как они влияют на сотрудников и бизнес, и пусть это направляет каждый ваш шаг».
4. Цифровая история
В 2020 г. способность организаций выживать и оставаться актуальными в значительной степени определялась усилиями, которые они предпринимали до пандемии: те, кто обладал наибольшей цифровой зрелостью и организационной открытостью к изменениям, часто добивались лучших результатов. «Этот год дарит возможность переписать свою историю, акцентировав внимание на стратегии с ее успехами (и неудачами), — говорит Стэм. — Одни были готовы, поэтому смогли сделать эти вещи быстро, другие не были готовы, но старались. Как бы ни развивались события, это создает основу для вашего следующего бизнес-кейса».
5. Подход на основе сценариев применения
Если ваши планы сосредоточены на цифровой технологии, а не на бизнес-задаче, пересмотрите их. «Мы должны начинать не с технологий, а с четкого определения проблемы и способов ее решения и как можно более четких бизнес-требований, — считает основатель и CEO поставщика периферийной облачной платформы mimik Technology Фэй Арджоманди. — Сценарии применения предназначены для описания опыта и взаимодействия на обычном человеческом языке. Мы не должны забывать, что определение успешного продукта или проекта — это не список характеристик, а его соответствие бизнес-стратегии и целям».
6. Перспективы консолидации
«В идеальном мире цифровая трансформация будет реализована только после тщательного планирования, — утверждает Уайли. — Но из-за COVID-19 многим организациям пришлось пропустить этот важный шаг, чтобы не нарушать непрерывность бизнеса. Поскольку компаниям приходилось быстро наращивать применение новых технологий, вероятно, возникнет технологическая избыточность и необходимость оптимизации вашего технологического стека». К примеру, предприятие может сократить число поставщиков с трех до одного, тем самым значительно сократив ИТ-расходы.
7. Обучение пользователей
«Важно, чтобы компании развертывали новые инструменты таким образом, чтобы у сотрудников и клиентов было достаточно времени, чтобы приспособиться к ним, — советует Уайли, отмечая, что некоторые новые решения Low-code или No-code могут быть довольно удобными для пользователя и не требуют предварительной подготовки. «Успешная цифровая трансформация не может произойти в одночасье, и один из ключей к успеху — это потратить время на обучение сотрудников, чтобы они понимали, как использовать новую технологию», — заключил он.