Крис Андервуд, управляющий директор Adastrum Consulting, рассказывает на портале Information Age о том, что времена, когда директор по информационным технологиям (CIO) отвечал только за работу технической инфраструктуры, остались далеко в прошлом.

Роль CIO за эти годы значительно изменилась и, что неудивительно, продолжает развиваться, поскольку технологии становятся критически важной частью каждого бизнеса и отрасли и переходят от корпоративных услуг — производительности, коммуникаций, инфраструктуры, настольных компьютеров — к бизнес-продуктам, ориентированным на клиента и приносящим доход. Эволюция также привела к тому, что название должности CIO получило разные вариации, чтобы подчеркнуть различия между новой ролью в области технологий, способствующей ведению бизнеса, и более традиционной ролью ИТ-директора корпоративных услуг. Среди таких вариаций: директор по информации и технологиям (Chief Information and Technology Officer, CITO), директор по технологиям и продуктам (Chief Technology and Product Officer, CTPO) и директор по цифровой трансформации и технологиям (Chief Digital and Technology Officer, CDTO).

Цифровые преобразования и использование инновационных технологий ускорили изменения. К ним следует прибавить быстрый прогресс в области данных, искусственного интеллекта, машинного обучения и технологий автоматизации. Все это привело к тому, что многие организации стали рассматривать себя — и своих конкурентов — как продуктовый или технологический бизнес, и различные вариации названия должности CIO как ничто другое отражают этот шаг.

Последствия COVID-19

Конечно, пандемия значительно ускорила неизбежное внедрение цифровых технологий, и в результате все стали более зависимы от них. По данным McKinsey, потребители и предприятия всего за два месяца совершили рывок, на который в нормальных обстоятельствах им бы понадобилось пять лет, что по-новому определило скорость будущих преобразований. В результате изменений в деловых операциях и привычках потребителей почти все отрасли и организации в той или иной форме используют цифровые технологии, и такое понятие, как нецифровой бизнес, практически перестало существовать.

Технические руководители сыграли заметную роль в успешном внедрении новых технологий и цифровых практик, которые лучше подготовили организации к решению проблем, связанных с COVID-19. Исходя из этого, в будущем они примут участие в планировании и преобразовании бизнеса. Организации понимают, что инвестировать в технологии без инвестиций в руководителей, которые будут управлять ими, или в персонал, который будет их использовать, непродуктивно.

Основные изменения

Наиболее эффективные CIO — это не просто самые высокопоставленные технологи в компании, но и бизнес-стратеги, проводники изменений, стремящиеся улучшить методы работы, наставники и защитники. Они обладают уникальными возможностями для оценки потребительского опыта и данных о рабочих процессах в масштабах всей организации, и их роль заключается не только в том, чтобы предсказуемо сокращать затраты на поддержание стабильной и безопасной корпоративной инфраструктуры. Стремящиеся выйти за рамки возможного CIO мыслят категориями операционных процессов и бизнес-моделей. Они пытаются решить проблемы или стараются найти области совершенствования, которые дадут наибольший эффект, например, построение более эффективного взаимодействия с клиентами и создание продуктов или услуг, приносящих доход.

Значение руководства

Будущий успех бизнеса зависит от цифровых способностей лидеров, а также от их умения объединять команды и побуждать людей к принятию новых технологий и методов работы на каждом уровне организации. Без руководства, способного заставить новые системы и процессы работать и выполнять бизнес-цели, затраты на инновации быстро превращаются в источник будущего технического долга. Развитие лидерских качеств, включая эмоциональный интеллект, поможет CIO развить чувство эмпатии, что окажет благоприятный эффект на команды: они почувствуют, что их слышат и ценят, что автоматически снизит сопротивление изменениям и позволит CIO укрепить доверительные отношения с ними.

Кроме того, развитые коммуникативные навыки позволят CIO говорить на обоих языках — данных и бизнеса, а также использовать сторителлинг, чтобы поделиться своим видением и обеспечить поддержку со стороны команд и акционеров.

CIO также являются защитниками. В условиях растущей озабоченности угрозами бизнесу они защищают активы и будущее своих организаций. Помимо управления данными и кибербезопасностью, они могут повысить ценность бизнеса, предвидя возможности и риски, возникающие в связи с переменами.

Непреходящее значение и роль CIO

Те технические руководители, которые успешно осуществили преобразования, позволившие бизнесу работать во время локдауна практически в нормальном режиме, будут пользоваться чрезвычайно высоким спросом, поскольку они вносят свой вклад в общую устойчивость бизнеса. Скорость, с которой развитые в цифровом отношении компании адаптировались к удаленной работе, по сравнению с компаниями, все еще находящимися в стадии цифрового становления, еще больше подчеркивает важность инвестиций в цифровые технологии.

Как показало время, некоторые должности, такие как директора по цифровизации (chief digital officer, CDO), действующие как традиционные CIO, оказались недостаточно гибкими или инновационными, чтобы адаптироваться к новым цифровым методам работы. Вскоре эти должности устареют. Изменение операций и привычек клиентов означает, что нецифровые предприятия перестанут существовать как класс, и цифровыми ролями и возможностями будут наделены все руководители без исключения. Чтобы не растерять свою значимость и идти в ногу с темпами цифровых инноваций, CIO нужно стать технологически гибкими и даже в какой-то степени визионерами.