Многие организации, не имеющие команды FinOps, испытывают огромную головную боль, пытаясь сдерживать облачные расходы и отчитываться за них. Для этих организаций ответ очевиден, утверждает на портале eWeek Рич Хойер, директор SADA по клиентскому FinOps.

Большинство крупных и средних компаний уже давно решили, что облачная инфраструктура и приложения будут играть важную роль в их работе, инновациях и поддержке клиентов. Gartner оценила масштабы этого решения: в 2021 г. конечные пользователи во всем мире потратят на облачные сервисы 332 млрд. долл., по сравнению с 270 млрд. в 2020 г.

И все же, несмотря на масштабы этих инвестиций, большинство компаний с трудом отслеживают, сколько они тратят на облачные технологии. Хуже того, большинство из них не измеряют ключевые показатели рентабельности, такие как стоимость облака по продуктам/услугам, стоимость по клиентам или рентабельность инвестиций в облако по сравнению с инвестициями в традиционные онпремисные среды.

По всему миру работают над решением этих проблем, и сегодня мы наблюдаем захватывающий прогресс в развитии практики FinOps. Любая компания, использующая облачные сервисы в больших масштабах, может извлечь из них пользу.

Стандартизация FinOps

До 2019 г. специалисты по FinOps пытались самостоятельно найти решения проблем управления облачными финансами, не имея возможности воспользоваться стандартизированными передовыми практиками. FinOps Foundation была создана как некоммерческая организация, устанавливающая стандарты и обеспечивающая обмен знаниями, помогая практикующим специалистам документировать передовой опыт и делиться им.

Сегодня эта организация является частью некоммерческого технологического консорциума The Linux Foundation и глобальным органом, устанавливающим стандарты для лучших в своем классе FinOps-практик и методик обучения. Премьер-членами FinOps Foundation на данный момент являются Google, VMWare и SADA.

FinOps — это сокращение от «Cloud Financial Operations» или практики «Cloud Financial Management», которая обеспечивает организациям максимальную отдачу от денег, потраченных на публичное облако. Согласно исследованию FinOps Foundation, только 15% компаний считают свою программу FinOps «зрелой». Таким образом, хотя предприятия по всему миру добиваются впечатляющего прогресса в разработке, внедрении и распространении лучших практик FinOps, впереди еще много работы.

Эволюция FinOps

Скорость, на которой работает бизнес, и доступность облачных ресурсов делают управление затратами серьезной проблемой для ИТ-отделов, особенно на ранних этапах миграции, когда новые облачные рабочие нагрузки выходят в онлайн. Многие организации, начинающие свой путь в облаке, не имеют последовательного плана управления возникающими при этом расходами.

На этом этапе у них нет людей или процессов, позволяющих точно относить затраты на облако на внутренних потребителей, последовательно применять лучшие практики оптимизации или измерять ценность своих облачных услуг на основе валовой маржи продуктов или услуг. Организации, работающие на этой стадии, «ездят вслепую», когда речь заходит об их расходах на облако, и часто практики оптимизации применяются спорадически и на реактивной или даже кризисной основе в ответ на неожиданный рост расходов.

Сегодня лучшим средством решения этих проблем является создание команд FinOps. Как правило, это межфункциональные команды, состоящие из сотрудников бухгалтерии, финансового и технического или инженерного подразделений. В лучших из таких команд эти частично занятые участники работают совместно с 1-2 дополнительными сотрудниками, которые на 100% посвящают себя FinOps.

При надлежащем обучении и оснащении эти команды часто оказываются очень эффективными в итерационных «зачистках эффективности», в рамках которых оптимизационные фреймворки FinOps применяются для устранения ненужных расходов. На этом этапе они часто способны предоставить хорошую отчетность как бизнес-менеджерам, так и техническим командам, потребляющим облачные ресурсы. Наконец, обычно они способны обеспечить четкую калькуляцию затрат на облако для целей бухгалтерского учета.

Это хорошие результаты, но куда двигаться дальше таким командам? Мы считаем, что перспективы современных команд FinOps заключаются в улучшении управленческого учета для принятия бизнес-решений и более точной оценке ценности облачных сред по сравнению с традиционными онпремисными средами.

Управленческий учет для принятия бизнес-решений. Фаза I

Возможность измерять и возмещать затраты — это хорошо, но затраты в абсолютном выражении не так значимы, как удельные затраты — т. е. затраты в процентах от других показателей, таких как доход.

Как только отслеживание затрат взято под контроль, специалисты по FinOps должны объединиться с управленцами и выяснить, какие показатели удельных затрат будут наиболее полезны для принятия правильных бизнес-решений. Двумя яркими примерами могут быть затраты по продуктам или услугам для расчета валовой маржи и затраты по клиентам как часть более широкого показателя прибыльности.

Отчетность, необходимая для таких расчетов, зачастую сложнее, чем может показаться на первый взгляд, особенно когда облачные ресурсы используются совместно несколькими продуктами, услугами или клиентами или всеми ими. В этих случаях для надлежащего отслеживания удельных затрат потребуется тесное сотрудничество с техническими группами.

Экономическая ценность (или рентабельность инвестиций) облака

Анализы затрат на облако по сравнению с онпремис-затратами чаще всего проводятся для бизнес-кейсов, обосновывающих первоначальную миграцию рабочих нагрузок. Они чаще всего почти полностью сосредоточены на сравнении общей стоимости владения (TCO), и «обратные проверки» для подтверждения прогнозов TCO после переноса рабочих нагрузок проводятся редко.

Большинство миграций в облако не происходит сразу. Скорее, миграции происходят волнами. В идеале команды FinOps не только оценивают, насколько точными оказались прогнозируемые затраты на предыдущие миграции, но и идут дальше: они пытаются количественно оценить экономическую ценность облака с точки зрения успешного возврата инвестиций в миграцию.

Этот процесс включает не только измерение понесенных затрат, но и оценку их влияния на доходы. Например, позволило ли облако вывести на рынок новые продукты и услуги быстрее, чем традиционная онпремисная модель ввода в эксплуатацию новых ресурсов на своей площадке? Если да, то какова ценность такого ускоренного получения дохода? Можно ли измерить ценность победы над конкурентами для реализации новых возможностей (и, соответственно, доли рынка)? Позволила ли эластичность облака быстро расширить присутствие на существующих рынках для удовлетворения растущего спроса, который в противном случае привел бы к дефициту товаров? Позволило ли географическое разнообразие облака расширить целые среды на новые континенты за несколько дней, а не месяцев, чтобы воспользоваться новыми рыночными возможностями? Если да, то можно ли количественно оценить влияние облачной миграции на доходы?

Эти и подобные вопросы должны быть изучены для количественной оценки ценности предыдущих миграций и лучшего обоснования бизнес-проектов текущих или будущих миграций. По возможности, такие финансовые прогнозы должны давать целостную картину миграции, включая влияние на доходы, особенно если облачные ресурсы выглядят неоправданно дорогими, если оценивать их исключительно с точки зрения затрат. Высокие прогнозируемые затраты ни в коем случае не говорят об отрицательном возврате инвестиций в проект!

Управленческий учет для принятия бизнес-решений. Фаза II

Когда возможности FinOps организаций достигнут уровня, когда они могут проводить тщательный расчет себестоимости единицы продукции и каждого клиента, они должны взглянуть в будущее, чтобы перейти к следующей фазе зрелости — процессно-ориентированному управлению (Activity Based Management, ABM), реализующему модель управленческого учета облачных затрат, аналогичную той, которая существует в производстве уже несколько десятилетий.

ABM может принести пользу в управленческой деятельности, начиная от составления бюджета и прогнозирования и заканчивая операционным совершенствованием для повышения рентабельности. Например, вместо составления бюджета на основе расходов предыдущих периодов (помноженных на коэффициент роста?) или на основе процента от выручки, бюджетирование может осуществляться путем прогнозирования объема производства и непосредственно связанных с ним действий, которые вызывают потребление облачных услуг. И как только будут составлены точные прогнозы деятельности, связанной с потреблением облачных услуг, предположения, использованные для создания этих прогнозов, могут быть оспорены путем поиска инноваций, повышающих прибыль и снижающих расходы.

Этот анализ, в свою очередь, приведет к переосмыслению различных технических архитектурных решений, которые могут повлиять не только на деятельность, связанную с конечным результатом, но и на способность измерять и отслеживать затраты с самого начала.

В конце концов, интеграция между специалистами по FinOps, менеджерами и техническими командами может стать настолько глубокой, что многие виды FinOps-деятельности будут фактически поглощены самими техническими командами. На этом теоретически высшем этапе эволюции роль отдельных команд FinOps, которые так хорошо послужили организации, вероятно, сократится до роли консультантов и обмена знаниями.

Заключение

Зачем создавать и поддерживать команду FinOps? Многие организации, не имеющие команды FinOps, испытывают огромную головную боль, пытаясь сдерживать облачные расходы и отчитываться за них. Для этих организаций ответ очевиден.

Другие организации могут не ощущать особых болевых точек, даже если у них еще нет команды FinOps. Как ни странно, результат для них может быть еще хуже, потому что, двигаясь вслепую, они не имеют возможности узнать, насколько вышли из-под контроля некоторые из их облачных расходов или какие возможности они могут упустить.

У FinOps Foundation есть очень полезная модель, помогающая практикам определить приоритеты: «Ползти, идти, бежать!». Невозможно сделать одно, не сделав сначала другое. Рассмотрите каждый из описанных выше этапов эволюции и оцените потенциальную бизнес-ценность каждого из них — особенно тех, которые находятся на более высокой ступени развития. Обратите внимание, что каждый из них зависит от наличия самых базовых основ практики FinOps, а эти основы зависят от формирования FinOps-команды в качестве первого шага.