Вице-президент подразделения Secure Power в России и странах СНГ компании Schneider Electric Роман Шмаков рассказал обозревателю itWeek Валерию Васильеву о влиянии цифровой трансформации на архитектуру и энергопотребление современных корпоративных ИКТ-ресурсов и на обслуживающую их инженерную инфраструктуру.
itWeek: Как под воздействием цифровой трансформации меняются тренды развития ИКТ?
Роман Шмаков: Масштабная цифровая трансформация и наложившаяся на нее пандемия потребовали от ИКТ-инфраструктуры гибкости, масштабируемости, оперативности в изменении настроек. Компании с инфраструктурой, обладающей такими свойствами, с приходом пандемии выиграли, остальные бросились их догонять.
Нужно отметить, что значительно выросли требования к безопасности инфраструктуры, но теперь эти требования должны выполняться с учетом всех упомянутых выше изменений ИКТ-инфраструктуры, прежде всего с учетом динамики ее изменений.
Связанные с цифровой трансформацией и пандемией существенные, а главное быстрые изменения рабочих условий драматически сказываются на состоянии персонала — самого уязвимого узла в цепочки обеспечения непрерывности и безопасности бизнеса. Это резко актуализирует потребность в автоматизации — максимально масштабной и высококачественной. Востребованы все решения, способные по возможности полностью заменить машинами людей или хотя бы машинным контролем человеческих действий.
Изменение ландшафта корпоративной ИКТ-инфраструктуры повлияло на генерацию, обработку, потребление и хранение данных, что в свою очередь отразилось на требованиях к ней, в том числе на требованиях к архитектуре ЦОДов. Сегодня значительная часть данных обрабатывается на периферии ИКТ-инфраструктуры, что существенно повысило значимость периферийных узлов в ее общей архитектуре.
itWeek: Как под воздействием цифровой трансформации меняются запросы корпоративных заказчиков на ИКТ-проекты? Как трансформируются в связи с этим проекты строительства ЦОДов, в первую очередь с учетом нацеленности заказчиков на получение ЦОД-услуг?
Р. Ш.: Корпоративных заказчиков сегодня больше интересует получение ИКТ-ресурсов именно в виде услуг, нежели построение собственной ИКТ-инфраструктуры. Это относится и к ЦОДам. Связано это с тем, что в сервисной парадигме период между моментом осознания потребности в ресурсе и началом его потребления несравнимо меньше (а это для современного бизнеса стало насущным требованием), чем при развертывании ресурсов on-premise. Кроме того, модель «ИКТ как сервис» не требует больших практически единовременных капитальных инвестиций.
К настоящему времени рынок предоставления ИКТ-услуг стал зрелым, сегодня он поделен на отдельные сегменты, в которых работают специализированные провайдеры, предоставляющие услуги разных профилей и уровней, способные гибко кастомизировать свои предложения.
Для владельцев ЦОДов, сооружающихся для предоставления сервисов, фактор сокращения времени ввода ЦОДа в эксплуатацию тоже очень важен. Это породило спрос на решения высокой готовности: на ранее реализованные дизайны объектов, доказавшие свою состоятельность и позволяющие быстро построить новый объект, на модули высокой заводской готовности, предоставляющие отдельные компоненты, их комплексы и даже ЦОДы в целом.
itWeek: Какие изменения происходят в области строительства сетевой инфраструктуры ЦОДов? Какое влияние оказывает развитие периферийных вычислений?
Р. Ш.: Строительство сетей ЦОДов развивается эволюционным путем. Как правило, в числе их заказчиков провайдеры с опытом эксплуатации сервисных площадок, строя новые объекты, они наращивают свои мощности и объединяют их в единую сеть.
В архитектуре сетей ЦОДов тоже присутствует тренд на приближение вычислительной и инженерной инфраструктур к современным точкам генерации и потребления данных, от которых многие центральные площадки располагаются далеко. Из-за удаленности центральных узлов возникает проблема повышения нагрузки на каналы связи и трудности с выполнением задач с лимитированным временем реагирования. Именно такие проблемы как раз и решаются перемещением части мощностей к местам потребления результатов вычислений.
Важно, что в архитектурах с периферийными вычислениями оценивается доступность не отдельных узлов, а всей сети ЦОДов. При этом рассматриваются варианты с меньшими уровнями готовности отдельных периферийных узлов, чем центрального узла, а обеспечение необходимой готовности достигается резервированием каналов связи и периферийных ЦОДов. Все-таки такой вариант оказывается выгоднее, чем усложнение каждого отдельного узла.
itWeek: Как готовность инфраструктуры ЦОДов коррелирует с современными требованиями заказчиков и как она оценивается?
Р. Ш.: Сосредоточиться на готовности своей инфраструктуры и ее эффективности провайдеров побуждают критичность для клиентов доступности услуг и требования финансовой ответственности в случае сбоев.
Доступность услуг зависит не только от отказоустойчивости отдельных компонентов и систем инфраструктуры провайдера, но от готовности всей экосистемы — ИТ- и инженерной инфраструктуры, отдельных процессов... К оценке готовности приходится применять комплексный подход. Это требует цифровой связанности компонентов экосистемы провайдера. Так, эффективность ЦОДа определяется уже не суммой эффективности его отдельных компонентов, поскольку существенно повысить эффективность объекта в целом сегодня можно только за счет связанности его компонентов. Если есть цифровой диалог этих компонентов, есть «умная» система, которая позволяет анализировать их работу и управлять ею, то можно не только контролировать текущее состояние объекта и его компонентов, но и предвидеть возникновение ошибок и обеспечить возможность принятия мер для их устранения. В такой экосистеме минимально участие человека в процессах эксплуатации объекта — ЦОД без людей сегодня такой же тренд, как беспилотные автомобили.
itWeek: Как правильно разделить вычислительные и поддерживающие их инженерные ресурсы между центральным и периферийными узлами инфраструктуры? Есть ли наработанные критерии?
Р. Ш.: Исходными критериями для такого разделения являются требования заказчиков: на периферию выносится минимально необходимый ресурс для решения конкретных задач, обеспечения конкретных вычислений в каждой конкретной точке. Резервирование и масштабирование выполняется за счет подключения дополнительных узлов, а не за счет наращивания мощности существующих.
itWeek: Основные компоненты ИКТ развиваются сегодня как программно-определяемые. Что в этом ключе происходит с ЦОДами?
Р. Ш.: Повышать эффективность ЦОДа за счет повышения эффективности его отдельных компонентов уже невозможно ввиду достижения практического потолка последних. Борьба здесь идет за доли процента, и вести эту борьбу становится экономически невыгодно, если учесть необходимые для этого инвестиции. Зато остается потенциал повышения эффективности объекта в целом за счет повышения цифровой связанности систем и узлов, применения специального программного обеспечения, которое позволяет дирижировать компонентами ЦОДа как слаженным оркестром. Возьмем, к примеру, систему охлаждения — мощного потребителя электроэнергии в ЦОДе. Можно получить очень ощутимую экономию, если программно-аппаратный «мозг» ЦОДа управляет режимами работы системы генерации холода и электрической системы в зависимости от действующей нагрузки да еще прогнозирует ее изменения.
Цифровая трансформация распространяется и на ЦОДы, они становятся все более программно-управляемыми, учитывая их взаимодействие с внешней средой (например, с учетом интеграции ЦОДа с внешней электрической сетью, в том числе умными сетями электроснабжения, с системой управления зданием, в котором он размещается и др.).
Schneider Electric располагает широким спектром программных продуктов для управления инженерными инфраструктурами, в том числе в ЦОДах. Они охватывают инфраструктуру от начального уровня датчиков и контроллеров до уровня интеллектуального анализа данных и принятия управленческих бизнес-решений (BI), не только отражают состояние оборудования на текущий момент, но и на основе предикативной аналитики дают советы, помогающие повысить эффективность эксплуатации объекта в будущем. Эти решения могут масштабироваться по модульному принципу, подстраиваться под конкретные задачи для объектов любого уровня — от маленьких локальных узлов до больших территориально распределенных сетей ЦОДов.
itWeek: Насколько универсально такое ПО? Можно ли его использовать на объектах, построенных на базе оборудования других вендоров?
Р. Ш.: Конечно, это один из основных принципов разработки нашего ПО: оно умеет работать с представленными на рынке стандартными интерфейсами. К настоящему времени реализовано немало проектов, в которых было интегрировано оборудование разных разработчиков, а управление объектом осуществлялось с помощью нашего ПО.
itWeek: Как меняется процесс эксплуатации ЦОДов ориентированных на предоставление коммерческих услуг и корпоративных, работающих по модели on-premise?
Р. Ш.: Общий тренд для обоих вариантов заключается в ориентации на удаленное управление и обслуживание — контроль, диагностика, наладка, обновление ПО...
Другой наблюдаемый тред — интеграция служб эксплуатации заказчиков с провайдерами услуг. Ранее заказчики могли избыточно сосредоточивать выполнение задач обслуживания только в своих руках, что было нерентабельно ввиду недозагрузки специалистов и расходов на их переподготовку. Была и излишняя надежда в обслуживании на аутсорсинг. Сегодня заказчики движутся к «золотой середине»: своя служба эксплуатации фокусируется на поддержке основных бизнес-процессов компании, все остальное передается сторонним профессионалам на аутсорсинг. Как показывает практика, такой вариант выгоднее с позиций качества обслуживания и стоимости.
itWeek: Как корпоративному заказчику определить оптимум использования цифровых технологий в бизнесе, чтобы в условиях цифровой трансформации, с одной стороны, не поддаваться хайпу, а с другой — оставаться конкурентоспособным?
Р. Ш.: Вопрос актуальный, ведь ИТ-службы сегодня переходят от выполнения функций поддержки к функциям локомотива современных компаний, критичным с позиции их конкурентоспособности и даже жизнеспособности. Для ответа на него требуется осмыслить процесс цифровизации с учетом потребностей бизнеса. Эта одна из основных задач современных руководителей корпоративных служб ИТ: с одной стороны, не превратить ИТ в дорогую модную игрушку, с другой — помочь максимально полно реализовать потенциал той корпоративной бизнес-среды, в которой эти ИТ работают. К счастью, решения по развитию ИТ сегодня стали выносить на уровень высшего руководства компаний и даже на уровень владельцев бизнеса.
itWeek: Как об одном из показателей зрелости компаний в процессе цифровизации говорят о цифровых двойниках. Насколько это понятие применимо к ЦОДам?
Р. Ш.: Цифровой двойник — это двойник реального физического объекта в цифровом пространстве. Он позволяет моделировать с применением цифровых технологий основные процессы жизненного цикла объекта: эксплуатацию, управление, модернизацию. Для точности модели важно количество точек соприкосновения у объекта в цифровом и реальном мирах: чем их больше, тем точнее двойник. Прежде всего компаниям следует цифровизировать все ключевые узлы функционирования объекта, важно также организовать цифровую связанность этих узлов.
Глубокая цифровизация помогает обеспечить обратные связи, позволяющие отображать изменения в цифровом пространстве на физическом объекте. Именно к такой модели (а не статической) все больше склоняются современные компании.
Создание цифровых двойников успешно развивается в производстве, в том числе и в России. Это повышает операционную устойчивость и эффективность деятельности предприятий. Цифровые двойники сегодня создаются и для ЦОДов — вследствие изначально цифровой их природы в них для этого заложен большой потенциал.
itWeek: Следует ли из ваших слов, что каждая современная компания в процессе цифровой трансформации обязана построить свой цифровой двойник?
Р. Ш.: Нет, это не так. Цифровой двойник — это преимущества, новые возможности, но далеко не всякий бизнес по природе своей требует столь глубокого уровня цифровизации. В процессе цифровой трансформации нужно руководствоваться принципом разумной необходимости, и главный критерий здесь заключается в том, что цифровизация дает бизнесу.
itWeek: Благодарю за беседу.