Как показала пандемия, надежная цепочка поставок необходима для оперативного реагирования и долгосрочного благополучия бизнеса и CIO могут сыграть здесь важную роль, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

COVID-19 посеял хаос в цепочках поставок по всему миру. Сейчас, когда предприятия продолжают восстанавливать свою деятельность до уровня, предшествовавшего пандемии, руководители компаний начали оценивать ущерб и планировать будущее. Понимая, что технологии играют все более важную роль в разработке и эксплуатации цепочек поставок, многие руководители обращаются к ИТ-директорам за советом и руководством. По словам Леона Робержа, CIO Toshiba America Business Solutions и Toshiba Global Commerce Solutions, в условиях нынешнего мирового дефицита цепочки поставок вышли на передний план. «Вот почему для меня и моей команды так важно развивать и совершенствовать системы и процессы», — сказал он.

По словам Сридхара Таюра, профессора по операционному менеджменту школы бизнеса Теппера Университета Карнеги-Меллона, глобальные цепочки поставок должны быть гибкими и устойчивыми в любые времена. «Будет трудно конкурировать, если они будут недостаточно автоматизированы и управляемы данными, а также не будут связаны цифровыми технологиями за пределами одного предприятия», — отметил он.

Роль CIO

CIO должен быть важным помощником и сопредседателем в преобразовании цепочки поставок. «Роль CIO заключается в том, чтобы не только помочь построить сильную цепочку, но и преобразовать ее функцию, начиная с выбора потенциальных технологических партнеров для поставки передовых технологий и заканчивая обеспечением эффективной и действенной работы существующей технологической базы, — говорит партнер консалтинговой компании ISG Скотт Фурлонг. — В современном мире, охваченном гиперконкурентной глобальной борьбой, технология — основа эффективной цепочки поставок».

Он считает, что роль CIO в этом отношении заключается в обеспечении эффективности и снижении сложности. «CIO должен взять на себя роль лидера, который устанавливает и поддерживает технологии и процессы, обеспечивающие эффективный поиск поставщиков, простоту закупок по согласованным контрактам, своевременность поставок продукции, эффективное ведение контрактов с поставщиками и выставление счетов по контрактам с надлежащими ценами и условиями», — заявил Фурлонг.

CIO также должен управлять сетью сторонних альянсов, необходимых для преобразования цепочки поставок. «CIO должны понимать рынок, игроков и продукты и использовать высококвалифицированные или хорошо обученные внутренние и сторонние ресурсы, — утверждает Фурлонг. — Широта отношений с третьими сторонами имеет решающее значение для успешной трансформации операций цепочки поставок».

Ориентированность на данные

Чтобы поддерживать сильную цепочку поставок, для CIO крайне важно иметь доступ к актуальной информации. «Данные в реальном времени гарантируют, что ваша команда снабжения располагает надлежащей информацией, необходимой для принятия правильных и надежных решений, — говорит Роберж. — Мой совет — автоматизировать как можно больше точек данных: чем меньше электронных таблиц, тем лучше».

Современные цепочки поставок обеспечивают крупномасштабную передачу товаров, информации и валюты между географическими регионами с разными языками и культурами. Цифровизация способна сгладить эти барьеры, снизить затраты и обеспечить прозрачность операций, говорит Дипак Каул, CIO Zebra Technologies. «Предпосылкой для модернизации технологии является стабильность действующих систем, — заметил он. — Если у вас нестабильные операционные системы, вы, скорее всего, большую часть времени будете разбираться с проблемами, и у вас не останется времени на обдумывание будущих инициатив».

Ферлонг предупреждает, что современная цепочка поставок не может эффективно управляться без надлежащих инструментов. «Своевременно внедренные технологии могут помочь организации преобразовать цепочку поставок и обойти конкурентов, — поясняет он. — Они включают все возможные решения начиная с прогностической аналитики и заканчивая такими передовыми технологиями, как блокчейн, который используется для отслеживания поставок на микроуровне».

CIO также необходимо регулярно оценивать и заменять устаревшие программные, аппаратные и сетевые средства, обеспечивающие работу цепочки поставок, на современные системы, используя как внутренние, так и сторонние ресурсы. «Требования бизнеса быстро меняются, и технология должна быть достаточно гибкой, чтобы справляться со сложными бизнес-процессами, но при этом не усложнять собственные процессы», — считает Фурлонг.

Помимо проектов цифровой трансформации, таких как облачные/периферийные вычисления, CIO должны изучать и инвестировать в новые корпоративные технологии, такие как бессерверный блокчейн, которые открывают двери для многопользовательской видимости и координации с точки зрения операционной эффективности и рентабельности, отметил Таюр.

Курс на координацию

Эффективная цепочка поставок требует точной координации между людьми и системами. CIO необходимо развиваться и адаптироваться к тенденциям бизнеса и технологий, регулярно встречаясь как с ИТ-персоналом, так и с внутренними бизнес-руководителями. «Эти люди вносят значительный вклад и являются огромным активом для CIO. Также важно постоянно быть в курсе современных тенденций, технологий и лучших ИТ-практик», — говорит Роберж.

CIO нужно уметь формулировать свое видение новых тенденций в цепочке поставок и указывать руководителям предприятий путь, который обещает максимальную эффективность и окупаемость. «CIO должен рассматриваться как идейный лидер, обладающий авторитетом для управления проверенными решениями, инструментами, архитектурами и ускорителями с глубокими возможностями доставки», — поясняет Фурлонг.

Заключительные замечания

По словам Робержа, самая большая ошибка CIO в области цепочки поставок — это неумение слушать. «Вы всегда должны прислушиваться к внутренним и внешним источникам информации, чтобы знать, что требуется для успешного управления цепочкой поставок», — рекомендует он.

Между тем Каул призвал CIO готовиться к неожиданным событиям, таким как системные сбои, стихийные бедствия и киберинциденты. «Пандемия стала внезапным событием, которое потребовало от CIO быстрой поддержки и обеспечения непрерывности бизнеса», — сказал он. Каул советует CIO разработать и протестировать планы действий в чрезвычайных ситуациях, призванные обеспечить бесперебойную работу цепочек поставок в условиях сбоев, вызванных природными и человеческими факторами.