Пандемия, вероятно, навсегда изменила некоторые вещи, и роль и бюджет CIO — одна из них. Компании меняют бюджетные приоритеты, рабочие процессы переносятся из офисов в удаленные от них места — все это подводит к тому, что ИТ-руководителям нужно плотнее сотрудничать с HR и командами по управлению инфраструктурой (facility management, FM), сообщает портал InformationWeek со ссылкой на исследование Omdia.

Чувствуется, что последствия пандемии серьезно ударили по бизнесу. Многие офисы уже более года практически пустые, и часть или все работники уже никогда не вернутся в них на ежедневную работу.

Это означает, что организациям придется пересмотреть бюджеты, выделяемые на ИТ-отдел, содержание помещений и человеческие ресурсы и перераспределить их, чтобы соответствовать новым реалиям. Руководители предприятий, HR- и ИТ-директора ищут наилучшие пути для продвижения бизнеса в новой эпохе, но каким именно будет это новое будущее, пока неизвестно. Исследовательская компания Omdia по-новому взглянула на то, как изменились условия рынка за последний год. В своем новом отчете «How COVID-19 and Digital Transformation Drive New Technology Choices and Job Opportunities Outside of IT» она сделала несколько прогнозов относительно того, куда дальше двигаться CIO, ИТ-отделам и бизнесу в целом.

«Мы обнаружили, что ИТ-отдел больше не принимает решения о приобретениях технологий в одностороннем порядке, — сказал главный аналитик команды корпоративных услуг Omdia Тим Бантинг. — ИТ-специалисты стали частью команды, включающей, как правило, сотрудников HR и отдела эксплуатации объектов, так как COVID-19 начал менять способы работы людей. Организации переосмысливают, как должны выглядеть новые физические офисы и как они должны функционировать. Они также рассматривают вопрос о том, какими должны быть цифровые или виртуальные офисы».

Эти изменения повлияют на ИТ-бюджет. Например, если в физическом офисе работает меньше сотрудников, сколько ему потребуется сетевого оборудования? Нужны ли там маршрутизаторы того же типа и в том же количестве? Являются ли офисы по-прежнему местом для индивидуальной работы, или же они чаще становятся местом для совместной работы, и следует ли в таком случае менеджерам по эксплуатации помещений оснащать их интерактивными электронными досками для совместной работы?

«Мне кажется, что предприятия должны подумать о том, что они могут предоставить сотруднику в офисе того, чего у него еще нет дома», — говорит Бантинг. По его словам, некоторые компании уже сделали шаг к закрытию своих дорогих городских штаб-квартир и, возможно, будут искать новые офисы в пригородах. «Это действительно похоже на фундаментальный сдвиг, — добавляет он. — Но, конечно, есть организации, которые только что потратили миллиарды на пафосный городской офис, и они чувствуют, что им нужно оправдать эти расходы, привлекая сотрудников в новую штаб-квартиру».

Что касается ИТ, то в прошлом году CIO отправили работников домой с ноутбуками и ПО для видеоконференций. Но пришло время оценить, достаточно ли этих простых инструментов. Нужны ли работникам более крупные дисплеи? Нужно ли им более одного монитора? Стоит ли позаботиться о приобретении веб-камер и более качественных микрофонов, особенно если сотрудники представляют корпоративный бренд на виртуальных встречах с внешними партнерами и клиентами.

Среди других технологий, которым уделяется особое внимание, — все, что касается безопасности, к примеру, Edge-безопасность и VPN, значение которых в эпоху распределенной работы значительно выросло. Компании также проводят переоценку своих технологий унифицированных коммуникаций, стремясь улучшить совместную работу в виртуальной среде. Сотрудники проводят больше времени, используя такие программы, как Microsoft Teams, Cisco Webex и Zoom. Как улучшить эти инструменты?

«CIO превратились из специалистов по инфраструктуре в специалистов по инновациям, — считает Бантинг. — Они пытаются понять, что технологии могут сделать не только для них, но и для бизнеса, как они удовлетворяет его потребности и делают его более гибким, способствуя распределенной работе. Технологии можно использовать как актив, а не как пассив в бухгалтерском учете. Это довольно фундаментальный сдвиг для ИТ-отдела и той роли, которую играют CIO». Хотя тема изменения роли CIO поднимается уже давно, пандемия сделала ее особо актуальной.

Предприятия теперь могут нанимать новых сотрудников из любого места, где есть подключение к Интернету. Кроме того, эта тенденция изменила ожидания работников в отношении гибкости работы. Бантинг отмечает, что поскольку многие люди работают дома уже более года, их образ жизни изменился: «Год — это большой срок для формирования новых привычек. Вряд ли сотрудники захотят променять возможность забирать детей из школы на долгую дорогу».

Удаленная работа повлияет на методы управления и взаимодействия работодателей с сотрудниками. В частности, Бантинг указывает на применение работодателями новых технологий, таких как платформы для управления опытом сотрудников, которые предназначены для анализа работы конечных пользователей с приложениями. Omdia считает, что в будущем в них появится важная функция, позволяющая различать настроения сотрудников.

Платформы для управления опытом сотрудников призваны помочь организациям приспособиться к одному из самых больших изменений в бизнесе, поскольку после перехода на удаленную работу они стали более свободными и теперь для выполнения своей работы больше полагаются на технологии.