Пандемия вынуждает ИТ-команды стать распределенными и более гибкими, заниматься постоянной переподготовкой, придерживаться гибкого графика работы и межфункциональных ролей. Своими размышлениями на эту тему с порталом InformationWeek делится вице-президент направления Public Cloud компании Rackspace Джош Превит.

Традиционно жесткая структура ИТ-команд находилась под давлением еще до начала пандемии и претерпевала беспрецедентные по масштабу изменения. Централизованные, иерархические модели, которые практически не предусматривали межфункционального взаимодействия, давно уступили место множеству более гибких структур. Эта эволюция проходила на протяжении многих лет, если не десятилетий, и ничто не указывает на то, что она замедлится. Независимо от того, к какому классу относятся команды — ориентируются ли они на технологии, бизнес, являются ли они межфункциональными или оперативного реагирования, — они эволюционируют в сторону большей гибкости, позволяя организациям быстро адаптироваться, тестировать новые продукты, а также находить правильное сочетание специалистов и ресурсов.

Однако потрясения, вызванные COVID-19, ускорили развитие этих тенденций. Организации, привыкшие к тому, что команды работают над инициативами в непосредственной физической близости, внезапно обнаружили, что сотрудники одной команды разбросаны по разным географическим регионам и часовым поясам. Изменилась повестка обычного рабочего дня, поскольку сотрудники стали корректировать свои графики, чтобы справиться с обязанностями по уходу за пожилыми, выполнять родительские обязанности или ухаживать за больными. Многие из специалистов, ранее работавшие в технологических центрах с высокими затратами на проживание, перебрались в более дешевые районы или пригороды и вряд ли вернутся обратно, даже если ограничения, связанные с пандемией, начнут ослабевать.

В то же время, даже те компании, которые раньше неохотно относились к работе на дому, опасаясь снижения продуктивности, были вынуждены быстро адаптироваться, чтобы остаться в бизнесе. Rackspace давно является сторонником гибких моделей работы, и когда ударил COVID, ей, как и многим другим организациям пришлось быстро приспосабливаться. Компания разработала план реагирования для более чем 7000 сотрудников по всему миру и быстро перевела 99,5% из их общего числа на работу на дому. При этом стала очевидной необходимость улучшить процессы по созданию документации, распределению работы и совместной работе над проектами. Это потребовало создания новых способов коммуникации, организации виртуальных соревнований, удвоения инициатив по обучению и тренингам, создания новых программ виртуального лидерства и улучшения оздоровительных программ.

ИТ-лидерам не стоит рассматривать свои планы реагирования на COVID как ряд временных мер, от которых, когда мы вернемся к нормальной жизни, можно будет отказаться. Им следует спросить себя, насколько их прежний образ действий изменился в результате пандемии, и соответствующим образом реагировать. Ниже перечислены три больших изменения, к которым ИТ-лидерам необходимо будет приспособиться, чтобы эффективно сотрудничать в сегодняшней среде и гарантировать, что их рабочий продукт отвечает быстро меняющимся потребностям клиентов:

  • удаленное переобучение. Приложения развиваются бешеными темпами и не собираются замедляться. Современный выпускник колледжа овладевает навыками, которые могут устареть через пять или менее лет. В таких условиях организациям необходимо взрастить культуру постоянного совершенствования, переобучения и быстрой переквалификации. Более того, они должны сделать эти ресурсы доступными в режиме реального времени, в любом месте — это требуется для все более распределенной рабочей силы;
  • приоритет гибкости. Несмотря на то, что в отрасли уделяется большое внимание подготовке научных и технических специалистов, на рынке труда ощущается острый дефицит разработчиков ПО, специалистов и инженеров по работе с данными, ИИ-специалистов, и наибольший дефицит на них испытывает СМБ. В такой обстановке гибкость в работе рассматривается как необходимость. Работодатели, настаивающие на жесткой организации труда, рискуют упустить лучших специалистов, их желание уйти не поколеблет высокая компенсация, потому что во время пандемии они ощутили вкус к большей свободе;
  • разрушение замкнутого круга. Команды, в которые входят специалисты по разработке и эксплуатации, быстро становятся нормой. Хотя это имеет очевидные преимущества для быстрого запуска проектов, сбора рабочей команды и ускорения выхода на рынок, потребуется изменение операционного мышления и привыкание к более адаптированным, точечным структурам отчетности.

Вместо того чтобы думать о том, как вернуться к нормальной жизни, ИТ-организации должны перенести в постпандемическую эпоху свои навыки и инструменты командного взаимодействия. Прошедший год ознаменовался волной перемен, которые накапливалась годами. Теперь, когда она обрушилась на берег, те, кто смогут построить новые, более гибкие структуры, станут победителями.