По мере ослабевания карантинных мер большинство компаний по всему миру занимаются перестройкой цифровых процессов, однако есть ли какие-то мерила, показывающие, двигаются ли они к успеху или провалу? Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты обозначили ключевые факторы успешного процесса цифровизации.

Цифровая трансформация — постоянный процесс, который никогда не заканчивается. Это может усложнить задачу для ИТ-команд, которые традиционно привыкли оценивать успех по окончательным результатам или текущим показателям эффективности. Несмотря на это, отслеживать прогресс цифровой трансформации особенно важно. «Суровая реальность такова, что около 70% цифровых проектов терпят неудачу, и так было еще до пандемии. COVID-19 ускоряет спрос на цифровую трансформацию, поскольку пандемия вскрывает массовую неэффективность и разрушает традиционные экосистемы и бизнес-модели, — говорит Кевин Маккафри, генеральный директор и основатель консалтинговой компании Tr3Dent, специализирующейся на цифровой трансформации. — Сегодня особенно важно, чтобы компании всех отраслей были уверены, что они находятся на правильном пути цифровой трансформации, сохраняя при этом непрерывность бизнеса и конкурентоспособность».

Могут ли все организации стать технологическими компаниями? Вероятно, нет, но они могут приблизиться к этому. «Стратегии выхода на рынок, взаимодействия с клиентами и расширения возможностей рабочей силы — все это примеры деятельности, которая трансформируется под воздействием технологий, — говорит старший директор по технологическому анализу технологической ассоциации CompTIA Сет Робинсон. — Следовательно, чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны принять новое мышление в отношении внедрения технологий и инвестиций».

Существует ряд ключевых показателей, которые свидетельствуют о том, что компания движется в правильном направлении в плане трансформации. Некоторые из них зависят от целей организации, тогда как другие — более универсальные. «Организациям необходимо определить собственные критерии успеха, — советует Югал Джоши, вице-президент по исследованиям цифровых, облачных и прикладных услуг Everest Group. — Например, если они акцентировано планировали выйти в цифровые каналы, то их показатели будут отличаться от инициатив, которые были направлены на повышение внутренней эффективности с помощью цифровизации. Более того, решающую роль в определении этих показателей также играют существующий и новый технологический ландшафт. Тем не менее, они могут учиться у своих коллег и компаний, которые демонстрируют более широкий рыночный охват».

Семь факторов, которые сигнализируют о цифровом прогрессе организации.

1. Воспроизводимость процессов для цифровых инициатив

Многое зависит от базового уровня зрелости организации, говорит Марк Сами, директор по технологиям консалтинговой компании West Monroe, но в целом ИТ-подразделения, ориентированные на цифровую трансформацию, применяют долгосрочный подход к цифровым проектам и программам. На высоком уровне такой подход включает определение целей, выявление разрывов между текущим состоянием и целями, KPI для измерения успеха, межфункциональные экспериментальные команды и процессы, управление изменениями на предприятии, гибкое обучение, современную архитектуру и инфраструктуру, постоянное обучение, итерации и масштабирование рабочих процессов.

2. Повышение эффективности бережливых бизнес-процессов

По словам Джоши, одним из интересных аспектов измерения успеха является оценка новых процессов, которые появились в результате цифровой трансформации. Процесс должен быть бережливым, эффективным и достигать поставленных целей, затрачивая как можно меньше ресурсов и времени. К этой категории индикаторов также относится более эффективное использование человеческих ресурсов.

3. Совместная ответственность за стратегию и реализацию цифровой трансформации

Общепринятым является мнение, что один лишь ИТ-отдел или бизнес-подразделение не является и не может являться движущей силой цифровой трансформации. По словам Сами, ИТ-командам трудно быстро реагировать на потребности бизнеса, если они не знают, куда он движется, или если ИТ-команды не принимают активного участия в планировании бизнес-стратегии. Чтобы бизнес и технологические команды могли работать вместе, необходим серьезный сдвиг на организационном уровне. Необходимо разделить ответственность за бизнес-стратегию и техническое исполнение.

4. Сокращение времени выхода на рынок/возросшая частота изменений

Вне зависимости от того, на чем сосредоточено ваше внимание — на предоставлении новых продуктов и функций клиентам или сотрудникам, увеличение скорости — это положительный знак. По словам Сами, частота внедрения новых изменений для бизнеса/клиента/заказчика/конечного пользователя — отличная метрика. Она может показаться чрезмерно упрощенной и очевидной, но она свидетельствует о сотрудничестве между бизнес- и технологическими командами. Решение стратегических проблемы путем быстрого развертывания, проверки и обкатки идей в естественных условиях является основой успешной цифровой трансформации.

5. Счастливые клиенты и сотрудники

Улучшение показателей удовлетворенности клиентов, повышение вовлеченности сотрудников, рост числа клиентов — все это важные маркеры прогресса цифровой трансформации. Конкретные показатели будут зависеть от ее направленности, отмечает Джоши.

6. Оптимизация ИТ

Благодаря успешной цифровой трансформации, как отмечают ИТ-руководители, сроки реализации ИТ-проектов сокращаются, а объемы переработок снижаются, говорит Маккафри. Снижение совокупной стоимости владения технологиями — еще одна метрика, которую не стоит сбрасывать со счетов, советует Джоши.

7. Возросшая наблюдаемость операций предприятия

Рост наблюдаемости — основа многих усилий по цифровой трансформации. Если она выросла в масштабах компании — это четкий показатель прогресса, говорит Маккафри. Рост может проявляться в увеличении объема данных, доступных для использования в процессе принятия решений, операциях или стратегии.