Пандемия изменила многое как внутри, так и за пределами мира ИТ. Для CIO она открыла дверь в новую эру. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты рассуждают об их текущей и будущей роли.

Многие топ-менеджеры относились к CIO предвзято еще с момента, когда эта должность только появилась. Пандемия коронавируса навсегда изменила это отношение. Когда она нанесла удар по отраслям и рынкам, руководители предприятий обратились к CIO с просьбой предоставить технологические решения для казалось бы неразрешимых проблем. Последние в большинстве случаев не только справлялись с поставленными задачами, но и находили способы долгосрочного улучшения основных бизнес-операций.

«Пандемия превратила цифровую трансформацию в насущный бизнес-императив, что делает CIO еще более важным для обеспечения роста и успеха бизнеса», — говорит Крис Беди, CIO разработчика платформы управления облачными вычислениями ServiceNow. В начале пандемии многие CIO внезапно оказались ответственными за обеспечение всего рабочего персонала инструментами, необходимых для бесшовного перехода на удаленную работу. «Сейчас, когда организации начинают возвращать сотрудников в офис, они организуют критически важный переход от удаленных к гибридным моделям работы», — отметил он.

С момента появления должности CIO ожидалось, что она заполнит пробелы, разделяющие бизнес- и технологические подразделения предприятия. Поскольку COVID изменил парадигму работы для многих организаций, роль ИТ-директора расширилась, считает Рахул Махна, виртуальный CIO и управляющий директор по управляемым сервисам безопасности бухгалтерской фирмы EisnerAmper. «В сфере удаленной работы произошли масштабные изменения, которые включают в себя применение ПО удаленного доступа к рабочему столу, переход к облачным приложениям, внедрение рекомендаций и протоколов доступа в офис, проверку состояния здоровья и многое другое, — поясняет он. — В основном их выбор и разработка начинались с ИТ-директора, и мы видим, что эта тенденция сохраняется и в новой гибридной рабочей среде».

Новое будущее

«Пандемия, несомненно, значительно расширила влияние CIO, но признаки этого сдвига были заметны еще до пандемии», — говорит Халид Карк, руководитель направления CIO Program компании Deloitte в США. По его словам, многие из них были на пути к тому, чтобы стать межфункциональными бизнес-лидерами, и пандемия только ускорила этот процесс. Хорошая новость заключается в том, что CIO приняли вызов и успешно справились с переходом к цифровым технологиям, даже когда физический мир остановился.

В новой реальности функции ИТ-директоров вышли за пределы ИТ-отдела — они взяли на себя ответственность за благополучие сотрудников и формирование культуры труда, отметил Беди. «Они вышли за рамки обычных ИТ и перешли к новым технологиям, которые позволяют сотрудникам, как удаленным, так и работающим в офисе, легко участвовать в процессе и чувствовать себя вовлеченными», — добавил он.

Во время пандемии предприятия научились обходиться без детально проработанных планов, и это не мешало им добиваться хороших результатов. «Вот что значит быть гибким», — сказал Прашант Келкер, партнер консалтинговой компании ISG. Пандемия также показала, что масштабные преобразования могут происходить непрерывно. «ИТ-директорам необходимо внедрять и осуществлять преобразования, учась у поставщиков и партнеров, которые сами учатся у своих передовых клиентов, и не воображать, что они знают ответы на все вопросы», — посоветовал он.

Влияние COVID, вероятно, будет ощущаться в течение многих лет. «Роль CIO будет все прочнее входить в ткань стратегического организационного дизайна, и ее значение будет только расти», — прогнозирует Махна.

Обоюдоострый меч

Развитие технологий и добавление дополнительных задач к и без того сложной рабочей нагрузке на CIO может стать обоюдоострым мечом. «При правильном руководстве, операционной модели и возможностях для использования этого потенциала организации могут получить огромную выгоду, — прогнозирует Карк. — С другой стороны, если это будет делаться без учета существующего состояния и сложности пути, это может привести к разочарованию и неудаче». Ответственность за долгосрочный успех предприятия лежит на CIO, который может помочь сформировать будущее организации. «Но он также нуждается в подстраховке и поддержке со стороны руководства и совета директоров, чтобы создать условия и ресурсы для достижения успеха», — добавил он.

В ближайшие годы, по мере продолжения трансформации, CIO будут выполнять новые обязанности, и возможно некоторые из их полномочий перейдут к другим руководителям. «Изменения могут проявиться по-разному, — считает Карк. — Некоторые организации могут передать новые обязанности руководителям с другими должностными обязанностями, например, директору по цифровым технологиям (chief digital officer, CDO), техническому директору (chief technology officer, CTO) или, в некоторых случаях, директору по трансформации или инновациям».

Воспользоваться шансом

По словам Келкера, пандемия предоставила ИТ-директорам «золотой шанс». «COVID — это камбэк для CIO, — заявил он. — Те из них, которые воспользуются им, снова окажутся на высоте».