Учитывая, что техническим директорам (chief technology officer, CTO) удалось обеспечить бесшовный переход от стационарной модели работы к удаленной, многие компании ожидают от них реализации прорывных стратегий. Портал InformationWeek приводит мнения ряда экспертов о том, какие обязанности должны выполнять CTO и другие руководители, и где компании могут искать кандидатов на эти должности.

Организации, проводящие цифровую трансформацию, задаются вопросом о том, какие обязанности возложить на топ-менеджеров в целом и CTO в частности. Возможно целесообразно наделить CTO определенными полномочиями, которыми наделены директора по цифровым технологиям (chief digital officer, CDO) или ИТ-директора (chief information officer, CIO), но которые могут выходить за рамки их обязанностей. Кроме того, некоторые компании могут ощутить необходимость привлечения внешних экспертов для того, чтобы «встряхнуть» свои институциональные технологические парадигмы.

По словам генерального директора CDO Club Дэвида Матисона, технологии и цифровые аспекты деятельности организаций все больше переплетаются с операционной деятельностью. Проведенное CDO Club исследование показало, что около двух третей CDO ранее были президентами, генеральными, исполнительными или управляющими директорами.

Матисон говорит, что роль руководителя цифровой трансформацией прокладывает CIO путь к возвращению на должность CEO. «Это в некотором роде развеивает миф о том, что на самом деле эту роль должен выполнять директор по маркетингу (chief marketing officer, CMO)», — отмечает он. По его словам, в последние несколько лет обязанности CMO изменились. Его более не рассматривают как ответственное лицо, на которое возлагаются задачи по реализации цифровых инициатив. Теперь для этого привлекаются цифровые лидеры, которые обладают деловыми качествами. «Они нужны для того, чтобы преобразовать компанию», — добавляет он.

Матисон считает, что в руководстве компаний появилось место для гибридных ролей, таких как CDIO (chief digital information officer) или CDMO (chief digital marketing officer). Они требуются, если организации хотят объединить под началом одного руководителя обязанности, требующие разнообразных наборов навыков из цифровой и деловой сфер. В тоже время, считает Матисон, технические директора, как правило, выполняют отдельные роли, отличные от CDO. «Могу сказать, что CTO по-прежнему отвечает за видение, внедрение и тестирование технологий, — утверждает он. — Тогда как CDO заинтересован в трансформации». По его словам, CDO, как правило, вовлекаются в технологию только в той степени, в какой это необходимо для преобразования бизнеса: «В моем мире редко можно увидеть, чтобы CDO стал CTO, но я видел, как последние становились CDO».

Полгода назад Матисон заметил рост спроса на CDO, главных аналитиков и директоров по данным, тогда как на CTO он уменьшился: «В организациях, где они были, они остаются. Но у роли технического директора не появился мандат на улучшение клиентского опыта или цифровое преобразование всей компании». Он добавил, что наблюдается тенденция найма внешних специалистов для руководства цифровой трансформацией организации, и лишь от 10 до 20% предприятий продвигают на такие должности внутренних кандидатов.

Николас Авила, технический компании Globant в Северной Америке, смотрит на роль CTO в цифровой трансформации под другим углом, особенно в условиях, когда компании пытаются ускорить развитие своих технологий. По его словам, обязанности CTO теперь выходят за рамки продвижения ПО и часто включают руководство трансформацией. «CTO являются катализаторами перемен в компаниях. Обязанности CIO, CTO и CDO все больше пересекаются с операционными аспектами бизнеса. Эти люди должны быть создателями лучших практик и евангелистами, чтобы внедрять их в каждую сферу бизнеса», — считает он.

Ожидается, что слияние операционной деятельности и технологий продолжит набирать обороты. Дэниел Мейер, CTO компании Camunda, говорит, что все больше компаний из традиционных отраслей превращаются в софтверные, что вызывает вопросы о том, как такие организации могут стимулировать внутренние изменения. «Именно здесь я вижу, что роль CTO становится все более важной, — говорит он. — Это может привести к тому, что традиционные организации, такие как банки, будут искать на должность CTO профессионалов, которые пришли из сферы разработки ПО, а не банковского бизнеса». И если одни компании будут искать их вовне, то другие будут выбирать из собственных рядов.

Мейер говорит, что по мере того, как все больше традиционных компаний становятся софтверно-ориентированными, сегодняшним CTO будет поручено преобразовать свои ИТ-команды в продуктовые и инженерные команды, которые разрабатывают инновационные идеи. «Когда вы становитесь более похожими на софтверную компанию, вам необходимо сблизить бизнес и ИТ, — считает он. — Это часто означает, что руководство должно обеспечить соответствие бизнес-моделей и цифровых продуктов общей агрессивной стратегии организации. В такой динамике роль CTO становится гораздо более ориентированной на бизнес».