— Привет, Петрович! Сильно занят?
— Ага! Ты на часы смотрела, соседка? Совесть есть? Сегодня выходной, а ты звонишь в 7 утра! Скажи спасибо, что я без крика трубку взял.
— Ну прости! Зайдешь ко мне? Дело есть!
— В семь утра??? Ладно, сейчас умоюсь и приду. Ох, доведешь ты меня, что я просто трубку брать не буду! Так ты ж сама придешь, будешь в ворота стучать!
— Да! Так и будет! Ты ж меня знаешь! Приходи! Я чаю поставила.
— Иду.
Прошло двадцать минут.
— Привет! Что случилось в такую рань?
— Ну ты ж знаешь. Я летом встаю с солнышком, а в жару предпочитаю спать.
— Да знаю. А я в выходной предпочитаю спать и утром, и в жару. Так все же, что случилось?
— Лучше сам смотри. Получила я письмо о покупке, которую не делала. И тут же телефон для связи с компанией.
— Ты точно ничего не покупала в этой компании?
— Да точно! И знать не знаю, кто это такие.
— Возможны два варианта. Либо это платный номер, либо это просто фишинг.
— Ты меня пугаешь.
— Погоди, соседушка, я попрошу помощи.
— Иваныч, привет! Да знаю, что рано! Но ты ж никогда от медовухи не отказываешься? А если серьезно — наткнулся на интересный способ фишинга. Приезжай, поковыряемся. Жду.
Прошло полчаса.
— Вот такая история, Иваныч!
— Петрович, дело ясное. Объем телефонного мошенничества в наше время невероятно велик — наверное, уже каждому абоненту на Земле хотя бы раз звонили скамеры. Но, как и у всех «холодных» звонков, результативность тут не очень высокая, а ресурсов на обзвон приходится затрачивать немало. Поэтому некоторые мошенники пытаются оптимизировать этот процесс и сделать так, чтобы потенциальная жертва сама им позвонила. Одним из инструментов служит старый добрый спам.
— А можно подробнее?
— Недавно мы обнаружили несколько волн массовых рассылок фишинговых писем, в которых получателей от лица той или иной крупной организации извещают о покупке того или иного товара на сравнительно крупную сумму. В основном речь идет о какой-нибудь дорогостоящей технике — скажем, последней модели смарт-часов или игровом ноутбуке, приобретенном на eBay или оплаченном через PayPal. Расчет, конечно же, построен на том, что получатель письма запаникует из-за неожиданной потери не самой маленькой денежной суммы и совершит те или иные необдуманные действия в попытке вернуть деньги.
— Да, в этом письме нет ссылки, но есть номер телефона, по которому получателю предлагают позвонить, если потребуется изменить или отменить заказ.
— Позвоним?
— Давай.
Иваныч подошел к телефону и набрал номер.
— Да, конечно, отмените заказ. Что я должен вам сообщить? Номер карточки, срок ее действия и CVV? Я перезвоню минут через десять, только найду карточку и очки.
— Петрович, понял? Они просто пытаются выманить информацию. Вот и все. А ты, бабуля, молодец, что Петровичу позвонила! Развод это!
— А как защититься от подобных писем?
— Тут все просто: ни в коем случае не звонить мошенникам. А чтобы удостовериться в том, что ничего страшного не произошло, войти в аккаунт в сервисе, от которого якобы пришло уведомление, и проверить список операций или заказов. Перейти на сайт сервиса следует, вручную введя его адрес или воспользовавшись поисковиком. Если все еще не получилось успокоиться, стоит проверить баланс и список последних операций по вашим банковским картам. Если неожиданных транзакций нет, то все в порядке — дальше можно не переживать. И, конечно, надо установить надежный антивирус с защитой от финансовых атак, фишинга и онлайн-мошенничества, который вовремя предупредит об опасности.
Надеюсь, вам пригодятся эти несложные советы? Или вы и так все знаете сами?