В период пандемии бизнес испытал много резких изменений — как отрицательных, так и положительных. Например, бизнес в секторе телемедицины и видеоконференцсвязи резко пошел в гору, в то же время в сфере путешествий и развлечений он резко сократился. Кроме того, на фоне всего этого возобновился импульс к цифровой трансформации. В этих условиях организации обратили особое внимание на управление ИТ-операциями (IT Ops). Опрошенные порталом TechBeacon эксперты рассказали об основных тенденциях в сфере IT Ops.

1. Ускорение принятие и внедрения публичного облака

В начале 2020 г. компании были вынуждены быстро адаптироваться к губительному влиянию пандемии на экономику. В ответ на это они массово обратились к облаку, отмечает Ларс Россен, технический директор компании Micro Focus. И, несмотря на дополнительные сложности в управлении, возникающие при расширенном внедрении публичного облака, гибкость и маневренность, которые оно предоставило в период экстремального организационного стресса, привело к тому, что многие компании стали убежденными сторонниками облачных вычислений.

«Вначале переход в публичное облако был просто созданием собственного частного ЦОДа в Amazon. Сейчас мы видим, как люди пытаются перестроить все на микросервисы. Они пытаются запустить их на Kubernetes. Они используют нативные цепочки инструментов AWS и Azure. Они всегда говорили об этом, но теперь они действительно это делают», — говорит Россен.

Главный консультант Greenlight Group Торри Джонс считает, что в ближайшие месяцы ожидается стабилизация, а затем и нормализация использования облаков организациями с одновременным сокращением операционных расходов, связанных со спешным переходом на облака в начале пандемии. «Разрастание облака — это реальные затраты. С учетом того, что за последние 12-18 месяцев его использование увеличилось, предприятиям нужно будет взять эти расходы под контроль и в дальнейшем более избирательно подходить к тому, что в него отправлять», — считает он.

2. SRE и автоматизация ИТ продолжат расти

Поскольку потребность в операционной гибкости и использовании облачных технологий повышает сложность развертывания и запуска приложений, команды IT Ops переходят на гибкие методы разработки, что позволяет быстрее внедрять новые приложения, функции и обновления в производство. Это включает в себя более активное использование автоматизации.

Переход в облако — это «совершенно новый способ развертывания приложений. Он гораздо сложнее. Понять его и убедиться в его масштабируемости, безопасности, стабильности и т. д. очень сложно. Многим компаниям не достает знаний, как его реализовать, — полагает Россен.— Типичный инженер по эксплуатации не разбирается в системах контроля исходного кода с версионированием или современных конвейерах разработки, которые позволяют проводить тестирование, предпроизводственную подготовку и запуск в производство простым нажатием кнопки».

Необходимость освоения этих области знаний уже стала причиной появления инженеров по обеспечению надежности систем (site/service reliability engineering, SRE). Они умеют обращаться с исходным кодом и платформами оркестровки, такие как Chef, Puppet и Ansible, которые обычно задействуются разработчиками для развертывания ПО в производственных средах.

Еще одним способом упрощения ИТ-операций является долгосрочная тенденция их автоматизации. По словам Дэвида Линтикума, главного специалиста по облачным стратегиям Deloitte, эта тенденция набирает обороты в ответ на растущую сложность управления ИТ-операциями.

«В последние три-пять лет мы ускорили использование различных новых технологий, и это создает проблему. Именно здесь и возникает абстракция автоматизации. Мы пытаемся понять, как эксплуатировать эти вещи с теми же бюджетами, что и в последние 20 лет, и при этом не допустить дополнительных рисков и сбоев», — утверждает он. По его мнению, ИТ-отделам потребуется автоматизировать больше функций управления и оркестровки.

3. ИИ для IT Ops и киберзащиты продолжит свое восхождение

По словам Линтикума, по аналогии с автоматизацией, необходимость снижения сложности операционной деятельности выведет на первый план искусственный интеллект и машинное обучение. ИТ-команды ищут способы разрушить барьеры между облачными, онпремисными и периферийными системами, а также платформами управления и оркестровки, которые они применяют для работы. «Теперь вместо 10 баз данных у нас их 30, вместо 5 транзакционных процессоров — 20, добавились Kubernetes и другие технологии. Поэтому на арену выходит AIOps, который охватывает облака, а также традиционное управление системами, уровни мониторинга и тому подобные вещи», — говорит Линтикум.

По его оценкам, AIOps будет развиваться и дальше, поскольку руководители компаний стремятся к тому, чтобы ИТ-отделы извлекали все больше пользы и производительности из существующих систем, одновременно интегрируя целый ряд новых систем от ядра до границ.

В ходе пересмотра приоритетов проектов, приостановленных во время пандемии, компании уделяют особое внимание балансу между их стоимостью и гибкостью для бизнеса. Это также стимулирует внедрение AIOps, считает Самир Бхагват, руководитель центра передового опыта Capgemini по управлению приложениями. ИТ-отделам необходимо будет использовать технологии, включая ИИ, для модернизации своих инфраструктур, одновременно удовлетворяя спрос на цифровые преобразования.

4. Новое значение подхода, объединяющего сборку и эксплуатацию

Подход «сборка/эксплуатация» (build/run) предусматривает, что команды разработчиков продуктов берут на себя ответственность за повседневную работу приложения или сервиса, который они создали и развернули. Хотя этот подход существует уже более десяти лет, он приобретает новое значение, поскольку ИТ-отдел переходит от организации, ориентированной на выполнение проектов, к организации, ориентированной на предоставление продуктов, услуг и бизнес-результатов, говорит Чарльз Бетц, ведущий аналитик Forrester по DevOps. «Вернер Фогельс из Amazon предложил эту технологию уже давно, но она до сих пор не получила полного распространения во всей экосистеме. Многие организации только сейчас начинают понимать, что им нужно постепенно двигаться в этом направлении. Конечно, при этом инвестиции в проекты снижаются», — отмечает он.

5. Команды IT Ops будут играть в догонялки с контейнерами и Kubernetes

Крупные поставщики ПО перестраивают свои предложения на основе микросервисов, которые запускаются в контейнерах вместо виртуальных машин. Аналогичным образом облачные провайдеры переходят на использование контейнеров и Kubernetes. Но многие внутренние ИТ-команды еще не обладают навыками эффективного управления этими средами, отмечает Джонс. ИТ-руководителям необходимо будет в ближайшее время устранить этот пробел в знаниях.

И в этом отношении история повторяется, считает Бетц: «Если вы зайдете в любой центр IT Ops и спросите: „Кто знает, как управлять кластером Kubernetes?“, вам мало кто ответит на этот вопрос. Пятнадцать лет назад то же самое было с переходом от физических серверов к виртуальным».

6. Применение данных и аналитики

Хотя бизнес-лидеры всегда задавали вопрос «И что?», в эпоху цифровой трансформации ответ на него важен как никогда. Если ИТ-отдел не сможет отвечать на этот вопрос, ему будет сложнее получать ресурсы, необходимые для продвижения проектов любого типа. В конце концов, IT Ops — это об обеспечении возможностей бизнеса, а не ИТ, отмечает Бхагват.

Поскольку технология играет такую огромную роль в успехе бизнеса, следует ожидать все большего распространения специальных инструментов управления ИТ-финансами, которые CIO могут использовать, чтобы обосновать целесообразность выделяемых бюджетов. Они должны говорить на языке бизнеса, полагает Бхагват: «Если вы не можете четко пояснить и привести факты, как та или иная технология принесет пользу с точки зрения бизнеса, ИТ-обоснование вам не поможет. Обосновать программу трансформации стоимостью 20 млн. дола. для улучшения ИТ будет трудно».

Подход «делать больше меньшими средствами» не теряет актуальности

Команды IT Ops находятся под постоянным давлением, поскольку от них требуют делать больше при меньших затратах, и, как показывает время, оно не ослабевает. В этом году пандемия снова набирает обороты, и бизнес больше, чем когда-либо, зависит от ИТ, чтобы пройти путь цифровой трансформации.