Работа
Действительно, на протяжении всей истории этого направления российского ИТ-рынка (а за начальную точку можно принять середину
«Раньше мы считали, что нормативная база отстает от ИТ-отрасли, ограничивая возможности перехода на электронный документооборот, сегодня же можно говорить, что она не только снимает многие существовавшие ограничения, но и заставляет и заказчиков, и разработчиков быстрее двигаться в этом направлении, например, не просто разрешая использовать электронные документы, но и запрещая порой применение бумажных, — сказал Михаил Данилов. — Это является своеобразным вызовом для рынка — насколько он сам готов к использованию новых методов, без ссылок на препятствия со стороны государства?».
В качестве примера эффективного использования электронных документов в государственных ИТ-системах он напомнил о быстром продвижении в нашу повседневную жизнь портала Госуслуг и отметил прогресс в областях внешнего юридически значимого электронного документооборота (в частности, создание системы электронных перевозочных документов), телемедицины и кадрового делопроизводства. Принципиально важно, что в реализацию общегосударственной стратегии цифровизации сейчас самым активным образом включились регионы, которые выдвигают разнообразные местные инициативы и выполняют их собственными силами.
По мнению Михаила Данилова, главным технологическим драйвером рынка средства документооборота является быстрое устаревание унаследованных ECM-систем, что связано с быстрым ростом объемов и, что еще важнее, разнообразия электронных документов, резким расширением числа и круга потребителей и спектра решаемых задач, а также с изменением самого стиля работы конечных пользователей. Если еще несколько лет назад вопросы мобильности были связаны с созданием и внедрением специальных рабочих мест для высшего звена управления организацией, то сейчас мобильность — это общее требования для всех сотрудников. «Молодежными» — именно такими должны быть сегодня ИТ-решения, этот аспект становится обязательным, учитывая то, что именно новое поколение, выросшее в эпоху планшетов и смартфонов, сейчас диктует свои требования к ИТ-системам. Нейросети и искусственный интеллект также быстро переходят из разряда «модных слов» в категорию реального повседневного функционала.
Михаил Данилов считает, что быстро меняющиеся рыночные условия систем определяют потребности бизнеса в быстрой коррекции используемых ИТ-систем собственными силами (инсорс), что в современных условиях наиболее оптимально реализуется с помощью открытых технологий. В функциональном плане важным трендом является то, что предприятиям нужно обеспечивать юридическую значимость электронного документооборота не только для взаимодействия с внешними контрагентами, но и во всех внутренних бизнес-процессах, а также на практике решать задачи долгосрочного хранения электронных документов. Что же касается облачных моделей применения ИТ, то здесь заказчики пока еще с заметным опасением относятся к варианту использования внешних сервисов и ресурсов, ориентируясь на традиционный вариант внутренних ИТ-систем.
В целом же современная ECM-платформа образца 2021 г., по мнению Михаила Данилова, должна отвечать следующим параметрам:
- импортозамещение, в основе — популярный стек технологий с элементами Open Source;
- интегрируемость с ГИС и лучшими в своем классе решениями;
- гибкая архитектура для быстрого встраивания в существующие ИТ-ландшафты;
- доступность для инсорс-разработки, с элементами low-code;
- горизонтальная масштабируемость с поддержкой хранилищ больших объемов;
- обеспечение юридической значимости документов;
- поддержка работы с облаками и установки в закрытом контуре;
- наличие продуманного и настраиваемого пользовательского интерфейса;
- динамичное развитие в соответствии с новыми нормативным требованиями, технологиями и бизнес-задачами.
Кроссплатформенность — еще одно обязательное требование к современной ECM-системе, считает product owner СЭД ТЕЗИС Илья Зайчиков. Он подчеркнул, что этот аспект важен не только для разработчиков, если они хотят иметь дело с широким кругом клиентов, но и для конкретных заказчиков, ИТ-инфраструктура которых сегодня обычно является весьма гетерогенной и что важно — динамично обновляющейся, зачастую со сменой архитектур и вендоров. «Настоящая кроссплатфоменность — это не только возможность работы с разными операционными системами и базами данных, но и поддержка самого широкого спектра клиентских рабочих мест. Сегодня уже недостаточно наличия полнофункционального веб-клиента, способного работать со всеми популярными браузерами, сейчас нужна реализация мобильного доступа с самых разнообразных планшетов и смартфонов», — отметил он.
По словам Ильи Зайчикова, именно мобильность сегодня является главным требованием, которое может в полной мере удовлетворить только кроссплатформенная ИТ-система. Другим важным фактором является проводимая уже более семи лет в России политика импортозамещения, и сейчас интерес заказчиков к отечественным разработкам все больше определяется не только требованиями регулятора, но и их собственными бизнес-задачами. Все большее число клиентов на практике осознают необходимость независимости от вендора для обеспечения своего устойчивого развития.
Илья Зайчиков согласился с уже озвученной ранее важностью развития системы электронного документооборота силами ИТ-подраздения заказчика, предложив при выборе решения обращать внимание на следующие аспекты:
- предоставление открытого кода, в том числе и ядра системы;
- передача исполнителем проекта внедрения всего исходного кода;
- использование популярного среди разработчиков языка Java;
- наличие инструментов low-code для настройки системы, дизайнера бизнес-процессов и конструктора отчетов;
- наличие у вендора курсов обучения администраторов и разработчиков, базы знаний и инструкций по внедрению, а также обширной партнерской сети.