Пандемия подвела ИТ-службы к точке невозврата. Это вынуждает CIO переосмыслить технологии и организационные структуры ИТ-отдела, их развертывание и бюджет. Президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет рассказывает на портале InformationWeek о шести факторах, которые при этом следует учитывать.

Согласно данным недавнего опроса PwC, более половины американцев работают удаленно три дня в неделю. При этом 29% опрошенных руководителей заявили, что в долгосрочной перспективе их компании приспособятся к тому, что сотрудники будут работать на удаленке три дня еженедельно, 21% предполагают, что их сотрудники будут работать удаленно пять дней в неделю, 18% сказали, что их устраивает четыре дня удаленной работы, а 15% хотели бы ограничить работу вне офиса только двумя днями в неделю.

Очевидно, что модель удаленной работы не потеряет актуальность и после окончания пандемии. Вместе с тем не поддается сомнению тот факт, что сотрудникам по-прежнему потребуется работать в офисе. Как это повлияет на размещение ИТ-персонала и планирование бюджета? Ниже приводится шесть факторов, которые CIO необходимо учитывать.

1. Управление проектами и их реализация станут сложнее

Несколько лет назад мой знакомый, работавший менеджером по продажам, решил перейти на удаленную работу. Эксперимент длился около двух месяцев, но затем сотрудники начали терять чувство сплоченности и общую цель. «Я не отказался от стратегии удаленной работы, но поставил условие, чтобы мы хотя бы один раз в месяц встречались, чтобы обсудить накопившиеся проблемы лицом к лицу — сказал он. — Это нужно было, чтобы вдохнуть жизнь в нашу общую миссию и сплотить нас как команду».

ИТ-отделы наверняка столкнутся с проблемой сплоченности коллектива, поскольку все больше членов проектных групп работают удаленно. Существует человеческий фактор единения, который не возникает при использовании инструментов совместной работы и сеансов Zoom. Руководители проектов должны прилагать больше усилий, чтобы держать сотрудников на одной волне.

2. Предприятия продолжат инвестировать в цифровизацию

Опрос руководителей, проведенный Deloitte в 2021 г., показал, что «ожидания роста бизнеса остаются высокими, поскольку инвестиции в цифровую трансформацию и инновации продолжают стимулировать позитивные экономические перспективы». В 2022 г. ИТ-отделам придется реализовать множество цифровых проектов, начиная от перевода в цифровой формат нецифровых активов и заканчивая внедрением аналитики, IoT (Интернет вещей), искусственного интеллекта и видеосетей. В некоторых случаях предприятия не смогут положиться на собственных сотрудников. Они столкнутся с жесткой конкуренцией на рынке труда, более высокими запросами по поводу льгот и зарплат и/или инвестициями в сторонние консалтинговые ресурсы, которые не были востребованы в прошлом. Эти потребности в персонале найдут отражение в ИТ-бюджетах.

3. Безопасность будет играть ключевую роль

Средства безопасности и аудит, вероятно, станут основными статьями ИТ-бюджетов 2022 г., поскольку все больше работ, включая развертывание IoT, будет выполняться удаленно, вырастет количество точек доступа в сетях и уязвимостей, которые могут эксплуатировать злоумышленники. Все большую озабоченность вызывают программы-вымогатели, число которых только в банковской сфере в 2021 г. увеличилось на 1318%. Поскольку все больше сотрудников работают из дома, также возрастает риск того, что члены семьи (или сами сотрудники) могут случайно оставить устройство без присмотра и с открытым входом в систему, что позволит киберзлоумышленнику проникнуть на устройство и в конечном итоге добраться до корпоративной сети.

4. Необходимость разработки больше политик для удаленной работы

Большинство компаний приняло политики удаленной работы, но когда она станет постоянным явлением, может оказаться, что они недостаточно проработаны. Часто за их разработку отвечает HR, но это не значит, что ИТ-отдел должен отстраниться от этой работы, поскольку основные вопросы безопасности сосредоточены вокруг технологий, которые он курирует и которые сотрудники используют дома.

Какие будут последствия, если ИТ-отделу потребуется отказаться от услуг удаленного ИТ-сотрудника или подрядчика? Каковы методы отключения, если у сотрудника дома есть физические устройства, которые необходимо вывести из эксплуатации или стереть с них информацию? Безопасность — это статья бюджета, которая будет включать финансирование услуг внешней аудиторской фирмы с опытом удаленной работы и управления технологиями.

5. Вопросы здоровья сотрудников

Пандемия усугубила проблемы с психическим здоровьем и эмоциональным состоянием многих сотрудников, которые с трудом справляются с изоляцией. ИТ не являются исключением. CIO совместно с HR нужно проверить, открыто ли на 2022 г. финансирование услуг по сохранению психического здоровья для сотрудников. «Социальное взаимодействие необходимо для каждого аспекта нашего здоровья. Исследования показывают, что наличие сильной сети поддержки или крепких общественных связей способствует как эмоциональному, так и физическому здоровью и является важным компонентом взрослой жизни», — заявляет факультет консультирования и психологии Южного университета.

6. В центре внимания окажутся наем и удержание персонала

Организация удаленной рабочей среды может существенно повлиять на то, каких сотрудников ИТ-отдел сможет нанять и удержать. GoodHire провела онлайн-опрос 3500 американцев и выяснила, что 74% компаний, не внедривших удаленную работу, потеряют возможность привлечь или удержать основные кадры, 67% будут испытывать трудности с поиском кандидатов, а 64% будут вынуждены компенсировать отсутствие программы удаленной работы повышением заработной платы. Вместе с тем сотрудники и руководство пришли к единому мнению, что в среднем на рабочем месте в офисе необходимо проводить три дня.

Учитывая трансформацию удаленной работы, ИТ-руководство должно поставить перед собой цель — предложить сотрудникам те ее варианты, которые позволят им сбалансировать работу и личную жизнь. К счастью, ИТ-функции хорошо адаптируются к удаленной работе. Аутсорсинговые услуги, разработка приложений, системное программирование, работа с базами данных и определенное количество операций и сетевых работ могут выполняться из дома, в то время как функции, ориентированные на работу с людьми, например, бизнес-аналитика, лучше выполнять в контакте с ними. Руководство ИТ-отдела должно определить правильное сочетание удаленной и офисной работы для различных ИТ-функций, но хорошая новость заключается в том, что удаленная работа кардинально не меняет схему самой работы ИТ-отдела.