Красивый дизайн не всегда эффективен. Технический директор Buildable Макс де Лавенн рассказывает на портале InformationWeek, чему CIO и другим ИТ-руководителям следует отдавать приоритет при разработке пользовательского интерфейса (user interface, UI).
Представьте себе ситуацию. Вы — ИТ-руководитель, работающий с фирмой-разработчиком ПО над созданием специализированного софта, который оптимизирует несколько процессов в вашем бизнесе или для ваших клиентов. Вы внедряете его, и продукт получает плохую оценку. Почему? Потому что, несмотря на яркие цвета и модный дизайн, ПО не хватает функциональности, ориентированной на пользователя. Необходимо научиться выявлять предупреждающие признаки проекта, который готов поразить внешними эффектами, но несет мало смысловой нагрузки, и знать, какими основными характеристиками должен обладать дизайн софта.
Предупреждающие признаки
Существует множество предупреждающих признаков проекта разработки, в котором приоритет отдается визуальному дизайну, а не функциональности. Одним из самых серьезных признаков и отличным способом проверки дизайна является критика сотрудников, которая появляется во внутренних каналах (например, Slack или Teams). Когда новое ПО внедряется внутри компании, ИТ-руководители могут оценить его успех по реакции сотрудников. Хотя им может быть неудобно высказывать неодобрение непосредственно перед лицами, принимающими решения в сфере ИТ, они точно не будут сдерживаться в каналах общения с коллегами, где они чувствуют себя непринужденно.
Сарказм, критика и негатив — индикаторы неэффективности нового программного продукта компании. Можете считать, что молчание в Slack может означать, что вас постиг оглушительный успех. Его можно рассматривать как признак того, что ваше ПО действительно полезно и функционально, а не просто красиво. Когда речь идет о пользовательском интерфейсе, отсутствие новостей — хорошая новость.
Еще один предупреждающий знак красивого, но нефункционального приложения — когда дизайн чрезвычайно «модный». Это не значит, что такой дизайн категорически плох, но тенденции по своей природе мимолетны, а хороший, функциональный дизайн должен работать долгие годы. Инновации и популярные стили в UI появляются каждый год, но в конечном итоге они всегда исчезают. Ничто не сохраняется дольше, чем хороший UI , позволяющий пользователям ПО чувствовать, что это интуитивно понятный продукт, созданный для того, чтобы сделать их жизнь проще или лучше.
Вместо того чтобы разрабатывать дизайн, ориентируясь на сегодняшнюю «горячую» тенденцию, UI-дизайнеры должны мыслить более масштабно и отдавать предпочтение тем функциям, которые ранее уже доказали свою успешность. Это означает, что нужно сосредоточиться на простоте, скорости и легкости применения. Пользователи ПО будут вам благодарны за это. Дизайнеры должны стремиться к простой цветовой палитре, легко читаемым шрифтам, удобной навигации и четко разграниченным заголовкам.
Основные характеристики функционального UI
Но как найти баланс между хорошим и функциональным дизайном? Для этого существует множество способов, но все они зависят от потребностей ПО. Это может быть минимизация количества кликов, упрощение макета, продуманное форматирование различных функций или разработка с учетом доступности и инклюзивности. Самое главное — регулярно получать от потенциальных пользователей конкретные отзывы о том, что им нужно делать в системе и что им нравится в других, похожих программах. Пользователи сами должны рассказать вам, что они хотят получить от системы, после чего вы должны соотнести их отзывы с бизнес-целями приложения. Цель заключается в разработке ПО, которое решает проблемы и улучшает процессы. Если оно создает новые проблемы, нужно провести переоценку и вернуться к чертежной доске.
Однако единственным способом обеспечения функционального дизайна ПО является тщательная и многократная проверка желаемых рабочих процессов с предполагаемыми пользователями для каждой роли. Это должно происходить последовательно на всех этапах процесса разработки. На предварительных этапах разработки задайте будущим пользователям вопросы и сформируйте фокус-группы, чтобы определить их приоритеты, потребности и мнения. Это люди, которые будут использовать ПО ежедневно, и важно убедиться, что предварительные планы разработки соответствуют их видению и потребностям.
Далее, по мере завершения каждого этапа проектирования дизайна, продолжайте тестировать его с помощью людей, которые будут его использовать. Узнайте у них, легко ли использовать продукт? Имеет ли эта функция смысл? Ускоряет ли это процессы? Есть ли в этом процессе что-то лишнее? Какой функции не хватает? Постоянное тестирование не только сэкономит часы в ходе проектирования, но и поможет дизайнеру взглянуть на весь проект со стороны и создать о нем более целостное представление.
Помните, что в основе UI лежит смирение. Команды дизайнеров должны получать критическую обратную связь на протяжении всего процесса и не бояться постоянно вносить изменения в свой дизайн. В долгосрочной перспективе это сэкономит огромные средства и обеспечит бесшовный запуск ПО.
ИТ-руководители и UI-дизайнеры всегда должны помнить, что хороший дизайн — ничто без хороших рабочих процессов пользователя. Бренды, которые фокусируются на создании интуитивно понятного, практичного ПО, придут к более высоким результатам, чем те, которые ставят во главу угла чистую эстетику.