За редким исключением технический долг не миновал ни одну организацию, но для некоторых пандемия его лишь усугубила. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты рассказывают, к каким негативным последствиям он может привести и как не допустить их.

Опытные ИТ-руководители давно поняли, какое влияние оказывает технический долг на цифровую трансформацию организации и ее способность быстро реагировать на меняющиеся требования. Глобальная пандемия подтвердила это понимание. Технический долг в любое время может создать проблемы для организаций и сотрудников со скоростью, устойчивостью и масштабируемостью.

В целом влияние пандемии оказалось неоднозначным, но оно однозначно негативно отражается на бремени технического долга. В некоторых случаях ИТ-организации, возможно, получили разрешение на устранение тех его разновидностей, которые могли препятствовать прогрессу предприятия. В других случаях ИТ-службам пришлось принимать краткосрочные решения для обеспечения удаленной работы, новых решений для цифровой коммерции или исправления цепочки поставок, что увеличило их технический долг.

Как же менялась ситуация с техническим долгом в последние два года?

1. Технического долга оказалось больше, чем мы думали

«Будь то переход на удаленную модель за одну ночь, создание новых платформ э-коммерции или запуск новых продуктов и бизнес-моделей — именно пандемия выступила настоящим активатором технологической экосистемы предприятий, — говорит Югал Джоши, возглавляющий исследовательскую практику Everest Group по цифровым, облачным и прикладным услугам. — Предприятия всегда знали, что у них есть технический долг в этих системах, но пандемия показала, насколько он велик».

Во многих случаях это стало хорошей новостью для тех ИТ-руководителей, у которых появилась неожиданная возможность устранить часть технического долга. «Быстрое предоставление новых услуг потребовало выявления архитектурных проблем, которым раньше не уделялось должного внимания, — говорит Брайан Аллетто, старший архитектор технологической практики West Monroe. — Ускоренное внедрение облачных технологий во время пандемии косвенно способствовало снижению технической задолженности».

2. Кибератаки как катализатор перемен

Недавние кибератаки и атаки вымогательского ПО привлекли внимание руководителей компаний. «Много технических долгов было сокращено во время пандемии из-за распространения атак вымогательского ПО. Кроме того, мы поняли, что важно инвестировать и поддерживать интеграционные возможности, такие как сети, управление идентификацией, инструменты для работы в облаке, которые позволяют быстро внедрять новые решения, сохраняя при этом ключевые операционные практики», — рассказывает Брэд Халлер, партнер практики слияний и поглощений West Monroe.

3. Облачная стратегия может помочь избежать технической задолженности

Как отмечает Аллетто, ускорение облачных планов во время пандемии помогло одним CIO устранить некоторые старые технические долги, тогда как другие накопили новые долги.

«В отличие от прежних представлений о том, что технический долг существует только в „унаследованных“ системах, предприятия осознали, как они запутали свое путешествие в облако и нативные облачные преобразования, — говорит Джоши. — В спешке миграции предприятия сокращали путь в облако, чтобы скорее выйти из дата-центров и сэкономить расходы и остаться в бизнесе».

Иногда выбора не было. Когда наступил локдаун, ИТ-организациям пришлось принимать оперативные решения, чтобы сохранить работоспособность своих предприятий, и некоторые из них имеют последствия в виде технического долга. По словам Томаса Фелпса, старшего вице-президента по корпоративной стратегии и CIO Laserfiche, его компания намеренно взяла на себя технический долг, чтобы удовлетворить неотложные потребности в 2020 г.

По прогнозам IDC, технический долг, накопленный во время пандемии, будет преследовать большинство (70%) CIO до 2023 г. включительно, вызывая финансовый стресс, снижая гибкость ИТ и вынуждая ускорить переход на облачные технологии. Чтобы замедлить его накопление в этих областях, некоторые CIO сейчас переоценивают и оптимизируют свои миграции в облако и другие решения, принятые во время пандемии. Для тех из них, которые хотят избежать муторного и болезненного процесса ручного выделения и обслуживания облачных ресурсов — и при этом следить за расходами — автоматизация может стать большим подспорьем.

4. Технический долг игнорируется в ущерб предприятию

«Пандемия вызвала бешеную активность в модернизации, миграции в облако и решении экстремальных проблем с расходами и лишила преодоление технического долга инвестиций», — говорит Джоши. Если не принимать меры, он будет расти. Согласно прогнозу IDC, три четверти CIO и финансовых директоров будут вынуждены к 2025 г. ускорить или ввести в действие формальные методы управления техническим долгом из-за задержек или неудач проектов, в которых он накопился.

5. Есть лучший способ

«Пандемия заставила CIO осознать, что существует лучший способ создания и эксплуатации технологий в организации, — утверждает Джоши. — Это осознание приведет к улучшению дизайна, архитектуры и процессов, которые в конечном итоге позволят решить проблему технической задолженности». Он также подчеркивает важность централизованного управления и совместного использования книги учета технического долга.

В дальнейшем ИТ-руководители должны увязывать его устранение с бизнес-ценностью и получением технических дивидендов за счет внедрения облачных услуг, считает Аллетто.