Билл Инзео (Bill Inzeo), специалист Zebra Technologies по вопросам технологий в сфере международной розничной торговли, поделился экспертным мнением о том, как электронная коммерция усложняет процесс инвентаризации товаров на складе, а также рассказал про современные технологии, которые помогают решить эту проблему.
Розничная торговля растет быстрее, чем многие другие отрасли по всему миру. Хотя для экономистов-аналитиков это может быть приятной новостью, многие ритейлеры не были готовы к такому росту спроса во время пандемии, не говоря уже о внезапной популярности покупок через интернет и мобильные приложения.
Почти три четверти руководителей торговых компаний вынуждены сокращать расходы, связанные с онлайн-заказами, и столько же пытаются предотвратить нехватку товаров на складах. Они знают, что для сохранения своей репутации, клиентской базы и прибыли в этот период быстрого роста, они должны модернизировать процесс инвентаризации товаров на складах. Покупатели не боятся поменять магазин, когда ритейлеры не могут предложить то, что они хотят.
Существует множество различных технологий, которые можно использовать для повышения прозрачности позиционирования и производительности инвентаризации, включая штрихкоды, радиочастотную идентификацию (RFID), интеллектуальную автоматизацию и предписывающую аналитику. Исторически сложилось так, что штрих-код является основным решением. Он широко используется в розничной торговле и может быть отсканирован на любом этапе цепи поставок с целью получения информации или проверки статуса товара на заводе, складе, в распределительном центре, магазине, почтовом ящике или ячейке покупателя. Он также может использоваться для поддержки различных бизнес-функций, включая комплектацию, упаковку, доставку, приемку, проверку цен, пополнение, подсчет циклов и точки продаж.
Чтобы использовать штрих-код в качестве механизма отслеживания и контроля, ритейлерам не нужно делать большие инвестиции в технологии. Встроенные сканеры теперь являются стандартными функциями персональных мобильных устройств корпоративного уровня, которые обычно используются в магазинах и на складах. Это позволяет сотрудникам легко сканировать штрих-коды, чтобы проверить цены, подтвердить, что они взяли нужный товар для клиента, или сообщить о текущих складских запасах. Однако сканирование штрих-кодов уже не является самым эффективным способом инвентаризации, особенно когда в магазинах и на складах не хватает персонала или объем продаж опережает закупки. Это происходит практически каждый день.
Если штрих-коды находятся на нижней или задней части упаковки, сотрудникам приходится поднимать товар, чтобы отсканировать его. Если товары сложены на полке в три или четыре ряда, для точного подсчета необходимо переместить каждый товар. Товар, находящийся на задней полке, может быть случайно пропущен. Учитывая, что большинство ритейлеров сегодня держат на складе сотни тысяч товаров, отслеживание их количества на полках и в складских помещениях только с помощью штрих-кодов становится слишком трудоемким. К счастью, технологии RFID начинают становиться такими же вездесущими, как и штрих-коды, и многие производители теперь маркируют товары на начальном этапе.
Именно поэтому технологии RFID вызывают новый интерес у больших и малых предприятий розничной торговли.
Существует несколько способов настройки систем RFID для автоматического считывания тысяч меченых товаров по мере их перемещения из одной точки цепи поставок в другую или по мере перемещения сотрудников из одного отдела магазина в другой. Например, существуют стационарные и портативные RFID-считыватели, которые, в отличие от сканеров штрих-кодов, не требуют прямой видимости этикетки на упаковке. Они просто должны находиться рядом с помеченными товарами, чтобы собирать данные в режиме реального времени и передавать их заинтересованным сторонам.
И хотя раньше технология RFID была сложной с точки зрения логистики и затратной для большинства ритейлеров, сочетание нового программного обеспечения для считывания данных в облако и RFID-меток сделало эту передовую технологию отслеживания доступной для всех. Даже небольшие торговые предприятия, которые до сих пор используют ручку и бумагу для документирования перемещения товаров, смогут считывать метки RFID, как только они модернизируют свои процессы, обеспечив своих сотрудников подходящими персональными компьютерами и создадут простое приложение для отправки обновлений, полученных с помощью RFID, в облако.
Не всегда имеет смысл устанавливать стационарные считыватели RFID в магазинах для контроля инвентаризации товаров на полках. Во многих случаях достаточно ручных RFID-считывателей, позволяющих сотрудникам быстро обойти магазин, чтобы собрать данные с меток. Однако большинство сотрудников не захотят носить с собой два устройства в течение всего дня, а ИТ-команда не захочет добавлять еще несколько устройств в свой список управления. Именно поэтому RFID-устройства являются таким блестящим и простым решением. Они могут автоматически считывать тысячи RFID-меток и, при быстром нажатии на триггер, также работать в качестве сканера штрих-кодов.
Это технически простые вспомогательные устройства, которые мгновенно превращают мобильные устройства сотрудников в считыватели RFID. Не требуется ни проводов, ни специального обучения пользователей. После подключения RFID-меток к мобильному компьютеру сотруднику достаточно направить устройство в общую сторону инвентаря, который он хочет посчитать, и нажать на кнопку «сканирование». Данные с более чем 1300 меток немедленно поступают на устройство и в систему инвентаризации, с которой оно синхронизировано. Менее чем за 15 минут можно точно подсчитать более миллиона различных товаров в магазинах и на складах. Без RFID на подсчет или определение местонахождения такого количества товаров могли бы уйти часы или дни, и результаты были бы не столь достоверными. Предметы просто не могут лежать без перемещения так долго.
Кроме того, как только в работу включается технология RFID-меток, и инвентаризация становится более частой, это положительно сказывается на работе ритейлеров и управлении цепями поставок. Команды по закупкам могут быть предупреждены о том, что запасы заканчиваются, чтобы они могли сделать повторный заказ до полного исчезновения товаров. Руководители отдела мерчендайзинга могут видеть, когда товары раскупаются быстрее, чем ожидалось, и когда они застаиваются, чтобы скорректировать выкладку на полках, ценовые акции и темп пополнения ассортимента. Сотрудники магазина могут подтвердить количество товара на полках и найти запасы в подсобных помещениях за считанные секунды, а не минуты или часы. А покупатели могут заходить на свои компьютеры и мобильные устройства, чтобы проверить, есть ли в наличии необходимые товары, прежде чем отправиться в магазин, поскольку системы инвентаризации будут работать с точностью до минуты. Если определенных товаров в выбранных ими магазинах нет в наличии, но они доступны всего в нескольких милях от них, они будут знать, куда направиться в первую очередь.
Как и другие решения, зависящие от технического обеспечения, RFID-считыватели лишь наполовину отвечают за эффективность операций. Ритейлеры также должны обеспечить передачу данных с меток и их анализ в рамках каждого приложения нужным людям и системам. В прошлом для этого требовалась дорогостоящая локальная инфраструктура, что делало технологию RFID недоступной для тех, у кого небольшой бюджет. Сегодня для использования RFID необходимы всего два недорогих компонента: считыватель и облако. Новые интерфейсы прикладного программирования (API) позволяют RFID-считывателям с собственным доступом к облаку централизованно собирать и анализировать события считывания меток. Исторические данные о событиях могут быть получены и проанализированы по мере необходимости для мониторинга ключевых показателей эффективности (KPI). Это облачное мобильное RFID-решение может быть даже настроено на оповещение персонала, когда определенные SKU не на месте или отсутствуют на складе, чтобы можно было принять срочные меры.
С одновременным ростом заказов в сфере электронной коммерции и возвращением ритейлеров к обработке личных покупок, чтобы управлять большим количеством складских запасов по большему числу каналов, может показаться, что необходимо сделать большие шаги, чтобы не отставать от конкурентов. Однако простые решения, такие как RFID-метки, доказывают, что ритейлерам не обязательно делать огромные инвестиции, чтобы повысить видимость остатков товара на складе, производительность труда персонала или удовлетворенность клиентов. Им просто нужно добавить нужный аксессуар к мобильным устройствам сотрудников.