Успешное внедрение искусственного интеллекта на предприятии требует не только технических навыков. Ганес Кесари, сооснователь компании Gramener, где он возглавляет отдел консультаций и инноваций в области науки о данных, представляет на портале Enterprisers Project три стратегии, которые помогут вам стать лидером в области внедрения технологий ИИ.
ИИ кардинально меняет предприятия и рабочие места в каждой отрасли, вызывая опасения по поводу долгосрочной гарантии занятости как для работников низкой квалификации, так и для руководителей.
Чтобы подготовиться к экономике, управляемой ИИ, многие опытные руководители обращаются к массовым открытым онлайн-курсам (МООК) для повышения квалификации в области фундаментальной аналитики данных и ИИ. Эта тенденция вряд ли замедлится в ближайшее время: ожидается, что мировой рынок МООК вырастет с 3,9 млрд. долл. в 2018 г. до 20,8 млрд. долл. в
Курсы, связанные с бизнесом и технологиями, составляют 40% МООК. Многие университеты также стремятся заполнить пробел в сфере ИИ-лидерства, предлагая программы обучения руководителей высокого уровня.
Хотя программы повышения квалификации легко доступны, многие руководители не знают, как использовать полученные навыки для продвижения по карьерной лестнице. Стать «практиком» в области ИИ может оказаться неподходящим вариантом для некоторых, учитывая высокую техническую планку для таких ролей. Другие могут отказаться от младших должностных ролей, что может отбросить их на несколько шагов назад в их карьере.
У руководителей организаций, которые заканчивают такие программы, обычно возникает три вопроса:
- могу ли я перейти на роль технологического лидера, возглавляющего организационные инициативы в области ИИ?
- как мне совместить мой опыт функционального руководства с недавно приобретенными навыками в области ИИ?
- какие новые роли создаются в современной ИИ-экономике, на которые я могу перейти в дальнейшем?
Это не простые вопросы, и трансформация в середине карьеры никогда не бывает легкой. Исходя из моего опыта наставничества и помощи компаниям в освоении технологий, связанных с ИИ, предлагаю рассмотреть три стратегии, которые лидеры могут взять на вооружение, чтобы перестроить свою карьеру.
1. Переход на технологическую роль, реализующую ИИ в организации
Предприятия создают центры передового опыта в области ИИ и добавляют новые руководящие должности, такие как директор по данным (CDO) или директор по аналитике (CAO), призванные возглавить работу с данными и аналитикой. Gartner обнаружила, что в 72% организаций цифровая трансформация проводится под руководством или под сильным влиянием руководителей по данным, таких как CDO. Руководители высшего звена, которые приобрели навыки работы с ИИ, могут перестроить свою карьеру, перейдя на роль технологов и возглавив инициативы в области ИИ в организации.
NewVantage Partners выяснила, что 49% компаний предпочитают находить таких новых руководителей, ориентированных на данные, среди своих сотрудников, используя людей, которые могут выступать в качестве внутренних агентов перемен.
2. Повышайте свою функциональную компетентность, используя возможности ИИ
Предприятия широко внедряют ИИ как в предложениях для клиентов, так и во внутренних операциях. Поскольку компании становятся все более ориентированными на аналитику, им нужны лидеры, которые могут поддерживать стратегические инициативы, основанные на ИИ, в рамках своих функций, способствовать сотрудничеству между командами и стимулировать внедрение, управляя изменениями. Важнейшим отличительным признаком таких «оркестраторов ИИ» является богатый функциональный опыт и глубокое понимание того, как применять ИИ для создания бизнес-ценности.
Когда речь заходит об ИИ, большинство предприятий ориентируются в первую очередь на старшие технологические должности, такие как главный специалист по анализу данных (principal data scientist), менеджер по ИИ или главный аналитик. Однако успех в применении ИИ невозможен без сильного функционального руководства. Такая однобокая ориентация может помочь объяснить одну из самых больших проблем в области ИИ сегодня: хотя, по данным NewVantage Partners, более 95% организаций инвестировали в ИИ, только 26% сообщили о создании организации, управляемой данными. Бизнес-лидеры должны взять на себя ведущую роль в реализации своего видения ИИ, обеспечить сотрудничество между командами и обеспечить внедрении ИИ-решений в своем бизнесе.
3. Нестандартное мышление для создания новых организационных ролей
Глобальное исследование, проведенное Accenture в 2017 г. среди более чем 1000 крупных компаний, указывает на появление трех новых категорий рабочих мест, связанных с ИИ:
- инструкторы работают с машинами и обучают системы ИИ эффективной и точной работе;
- эксплейнеры обеспечивают ясность и устраняют непонимание между специалистами по ИИ и руководителями компаний;
- сустейнеры помогают поддерживать операции, избегая непредвиденных последствий автоматизации с помощью ИИ.
На роли эксплейнеров и сустейнеров лучше всего подойдут менеджеры и лидеры с глубоким отраслевым опытом.
Возьмем в качестве примера традиционного кредитного менеджера, основная работа которого заключается в изучении, оценке и оформлении кредитных линий. С появлением онлайновых ИИ-платформ по выдаче кредитов они рискуют потерять работу, в то же время нормативно-правовая база в области кредитования пока не позволяет обеспечить справедливый ИИ.
Кредитные менеджеры могут дополнить свои знания, став «эксплейнерами кредитов» или «менеджерами по кредитной этике» — людьми, которые могут объяснить, почему клиенту было отказано в кредите, например, алгоритмом машинного обучения. Аналогичным образом, эта роль может помочь кредиторам избежать возможных проблем с дискриминацией и обеспечить соответствие быстро меняющимся нормативным требованиям, касающимся использования ИИ.
Применение стратегий на практике
Выбор подходящей стратегии из трех описанных выше зависит от ряда факторов — ваших карьерных устремлений, имеющихся возможностей и вашей склонности к риску. Старшие менеджеры и руководители должны проявить творческий подход, объединив свои сильные стороны с недавно приобретенными навыками ИИ, чтобы стать лидерами в эпоху ИИ.
Усильте свою карьерную ИИ-трансформацию, укрепив свой авторитет. Сегодня карьерные преобразования облегчаются благодаря легкому доступу к программам повышения квалификации, обилию социальных платформ для общения с коллегами и доступным способам формирования сильной личности.
Руководителям часто советуют создавать личный бренд с помощью присутствия на профессиональных социальных платформах, публикации статей и участия в мероприятиях. Интересный личный бренд может сделать ваш профиль привлекательным и обеспечить больше лайков на сообщения в социальных сетях, а сильный личный авторитет поможет установить глубокие связи с людьми, которые верят в вашу работу.
Чтобы повысить свой авторитет, работайте в сети с намерением принести пользу, разработайте сильную точку зрения на применение ИИ в бизнесе и умейте убедительно излагать свои идеи. Например, сфера ИИ только зарождается и еще не получила жесткого регулирования (хотя очень нуждается в нем). Если у вас есть мнение о том, как организации и общество могут ответственно подойти к внедрению ИИ, поделитесь им. Участвуйте в совместном регулировании использования ИИ в вашей отрасли.
Создание личного авторитета требует времени и усилий. Убедитесь, что вы постоянно учитесь, последовательно вовлечены в работу и достигаете ясных результатов. Это может привести к лучшим карьерным возможностям и более насыщенной карьере.