Как изменение политической и экономической повестки в России и мире отражается на активности подбора персонала, объяснил SuperJob.
HR-активность работодателей на рынке труда стабильна: индекс рынка труда SuperJob находится на отметке в 1,07 пунктов, что на 7% превышает средние показатели аналогичных периодов
Однако ситуация в отраслях очень разнится: есть сферы деятельности, где количество вакансий выросло, находится на стабильном уровне или снизилось более значительно, чем по рынку в целом:
- строительство +8%;
- промышленность, производство +2%;
- медицина и фармацевтика 0%;
- курьерская доставка 0%;
- туризм 0%;
- ритейл −20%;
- маркетинг, реклама, PR −23%;
- консалтинг, стратегическое развитие −38%;
- страхование −48%;
- IT, интернет, связь, телекоммуникации −55%;
- образование −67%;
- некоммерческие организации и волонтерство −76%.
В строительстве вакансий стало больше на 8%: сказывается сезонное увеличение спроса на рабочую силу и нехватка мигрантов. И это хороший показатель, учитывая, что строительство — одна из наиболее крупных отраслей экономики. В производственной отрасли вакансий больше на 2%, и в связи с курсом на импортозамещение есть все основания полагать, что их количество продолжит расти.
Не изменилось количество вакансий в сфере медицины и фармацевтики (ковид еще не побежден) и курьерской доставки (отечественные маркетплейсы продолжают развивать e-commerce). Туризм, который еще не восстановился после обрушения рынка из-за пандемии COVID-19, пока не снижает подбор. Похоже, отрасль прокачала адаптивность до сверхуровня и овладела навыками переориентации туристического трафика в кратчайшие сроки.
В ритейле вакансий стало меньше на 20%. Громкие заявления крупных зарубежных сетей об уходе с рынка подействовали на отрасль. Очевидно, что ритейлерам предстоит перестраивать логистические цепочки и искать новых поставщиков. Крупные отечественные продуктовые сети («Пятерочка», «Лента», «Магнит», «Дикси») продолжают подбор персонала.
В сфере маркетинга, рекламы и PR число вакансий снизилось на 23%. И это при том, что во время коронавирусных ограничений оптимизацию численности персонала, как правило, начинали именно со специалистов начального и среднего уровня в маркетинговых, рекламных и PR-отделах. Компании оценивают последствия отключения популярных социальных сетей, платежных систем, иностранных маркетплейсов: подбор приостановлен до момента, пока не будет выработано понимание, куда двигаться в сложившейся ситуации.
Вакансий в консалтинге меньше на 38%. Подбор персонала заморожен до момента, когда ситуация стабилизируется, западные агентства заявили об уходе из России.
Вакансий в сфере страхования стало меньше на 48%. В новой экономической реальности страховой рынок неизбежно будет меняться: бизнес оценивает потери от санкций, пересматривает инвестиционные модели и страховые продукты.
В сегменте информационных технологий, интернета, связи и телекоммуникаций бизнес поставил подбор персонала на паузу: вакансий стало меньше на 55%. Западные IT-компании ушли с российского рынка труда, иностранные поставщики отказались от поставок ПО и оборудования. Стартапы прекратили найм. Заморожено большинство проектов, связанных с инвестициями, и эта тенденция затронет не только Россию, но и весь мир. Однако крупные отечественные IT-компании (например, «Яндекс») вакансии не снимают.
В сфере образования вакансий стало меньше на 67%: онлайн-школы и университеты приостановили подбор — компании перестраивают системы обучения в связи с отключением от международных сервисов, пересматривают модели монетизации. Классическое офлайн-образование в сложившихся условиях найм продолжает.
Наиболее значительное снижение количества вакансий зафиксировано в сфере некоммерческих организаций и волонтерской деятельности (-76%), однако нужно понимать, что это очень малочисленный сегмент рынка, вакансии здесь зачастую не предполагают оплаты труда, поэтому свертывание благотворительных и социальных проектов по-человечески вызывает грусть, но снижение рекрутинговой активности в этой сфере на рынок труда практически не влияет.