Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал на основе двух онлайн-опросов последствия вынужденной цифровизации в период пандемии и их закрепление среди российской интернет-аудитории после снятия основных ограничений, вызванных коронакризисом.
Сравнение проводилось на основе индекса цифровизации, который рассчитывался исходя из ответов респондентов на вопрос об интенсивности использования ими интернета в различных социальных практиках. Индекс принимает значения от 0 до 100. Минимальное значение указывает на отсутствие применения цифровых инструментов для решения повседневных задач, максимальное — на использование исключительно цифровых инструментов. Значения вблизи 50 пунктов говорят о балансе между онлайн- и офлайн-сервисами.
Пандемия COVID-19 и последующий перевод многих видов трудовой деятельности и образования в онлайн привели к тому, что цифровое пространство превратилось в новую альтернативную реальность, в которой протекает значимая часть повседневной жизни. Некоторые цифровые практики стали не только более востребованными в условиях вынужденной самоизоляции, но и сумели почти полностью заместить традиционные способы действия. В связи с неоднозначным отношением населения к «цифровой изоляции» ожидалось, что с выходом в офлайн многие вернутся к прежнему образу жизни.
Несмотря на развитие различных онлайн-сервисов и платформ полное вытеснение ими офлайновых аналогов и достижение значений индекса в 100 пунктов вряд ли возможно: во-первых, существуют альтернативные институциональные решения (например, МФЦ, кинотеатры, библиотеки и т. п.), соответствующие предпочтениям и образу жизни индивида; во-вторых, не все типы задач в рамках этих практик могут быть решены исключительно онлайн.
Даже после снятия основных ограничений в 2021 г. представители интернет-аудитории предпочитали использовать цифровые сервисы для поиска информации (значение индекса цифровизации составило 82 пункта), получения госуслуг (80), передачи и оплаты показаний счетчиков (73), продажи товаров или услуг (73) и потребления развлекательного контента (72). Кроме того, в данную группу вошли и практики пользования финансовыми и страховыми услугами (76 в 2021 г. против 68 в 2020 г.). Это может быть связано с целым комплексом факторов, начиная от стремления избегать контактов с людьми в условиях пандемии до освоения новых способов сохранения своих сбережений или получения дохода (в 2021 г. каждый пятый опрошенный научился осуществлять финансовые операции онлайн).
В сфере образования роль онлайн-сервисов в 2021 г. сократилась, и снова стали доминировать традиционные форматы. Среди респондентов
Довольно высокую степень цифровизации (значения индекса цифровизации — от 60 до 69) сохранили игровые практики, аренда транспортных средств, обучение и пользование транспортными услугами (покупка билетов, пополнение транспортной карты, заказ такси и др.). В случае транспортных услуг зафиксирован рост индекса на шесть пунктов. Это может быть следствием повышения мобильности населения в контексте сворачивания удаленной занятости, отмены режима самоизоляции.
Умеренная степень цифровизации (значения индекса цифровизации — от 50 до 59) сохранилась в практиках межличностного взаимодействия (общение, знакомства), просмотра и посещения спортивных, культурных мероприятий, чтения и совершения покупок.
Несмотря на широкие возможности коммуникации онлайн, традиционные модели поведения сохраняют свою ценность. Дефицит социальных контактов в 2020 г. привел к росту социальной активности в 2021 г. вне цифровой среды, что проявилось в снижении значений индекса. Сильнее всего сократился индекс цифровизации знакомств (на шесть пунктов).
В других видах деятельности цифровые форматы менее распространены, чем традиционные. Если приобретение товаров осуществляется активными пользователями практически в равной степени онлайн и в традиционных магазинах, то в потреблении услуг организаций (за исключением госуслуг) и независимых специалистов роль интернет-сервисов ограничена, преобладает очное взаимодействие. Так, индекс цифровизации пользования платными услугами организаций и независимых специалистов составляет 42 пункта, а медицинскими — 28. Творческая и спортивная активность также зачастую происходят без применения цифровых сервисов: значения индекса составляют 42 и 27 пунктов соответственно.
Уровень цифровизации трудовой деятельности, который был невысоким и в 2020 г., дополнительно сократился после отмены основных ограничений (с 42 до 37 пунктов). Востребованность онлайн-сервисов в практиках с низким уровнем цифровизации оказалась наименее устойчивой среди респондентов с низким уровнем цифровых навыков. В 2021 г. такие пользователи стали заметно реже использовать интернет для получения различных услуг. Индекс цифровизации этих практик снизился внутри данной группы пользователей на
Валентина Полякова, научный сотрудник Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отметила: «Несмотря на отсутствие массового спада цифровой активности после снятия связанных с пандемией ограничений в некоторых социальных группах и видах деятельности роль интернета несколько сократилась. В отношении практик, в которых применение онлайн-сервисов было общепринятым и ранее (поиск информации, использование госуслуг, потребление развлекательного контента и т. п.), этого не произошло. Однако интенсивность использования цифровых сервисов снизилась в отношении действий, традиционно реализуемых офлайн (образование, занятость, посещение культурно-развлекательных мероприятий, межличностное общение и др.). На дальнейшее изменение цифровых практик населения могут оказать влияние санкции зарубежных стран и отдельных организаций в отношении России. Уход ряда зарубежных компаний с российского рынка, запрет некоторых социальных сетей ограничивают доступ к привычным сервисам, стимулируя пользователей к поиску новых цифровых инструментов, стратегий поведения в цифровом пространстве. По данным опроса 2021 г., 80% респондентов пользовались Facebook*, Instagram*, Twitter или TikTok. Можно предположить, что сейчас часть данной аудитории поддерживает доступ к этим социальным сетям через VPN (в 2021 г. 13% респондентов применяли технологию), другая — переместилась в доступные социальные сети и мессенджеры. Похожие изменения произойдут и с потребителями развлекательного контента. В 2021 г. примерно каждый пятый (18%) опрошенный имел платную подписку на музыкальные ресурсы, фильмы, сериалы. В связи с прекращением работы в России некоторых зарубежных стриминговых сервисов (например, Netflix и Spotify) их пользователи вероятнее всего перейдут на российские аналоги („Яндекс. Музыка“, „Кинопоиск“, др.) или будут искать альтернативные способы оплатить подписки на ушедшие ресурсы. При этом стратегии и скорость адаптации населения к изменениям будут в значительной мере зависеть от актуального уровня цифровых навыков».