Роберт Дей, директор автомобильного и IoT-направления компании Arm, рассказывает на портале Information Age о цифровой кабине автомобиля будущего и о том, как программно-определяемый автомобиль обеспечит новый уровень персонализации.
Цифровой кокпит — это звучит очень футуристично: сотни сверкающих кнопок, голографические дисплеи, возможно какая-то AR/VR-гарнитура. Но эта концепция — всего лишь результат предоставления автомобилям вычислительных возможностей для доставки информации и развлечений (infotainment, или IVI), приближенных к тем, которые мы привыкли ожидать от наших «умных» домашних устройств.
Иммерсивными автомобильными информационно-развлекательными системами покупателей в автосалонах привлекают уже несколько десятилетий. Однако технологический прогресс традиционно опережает средний срок службы автомобиля: колеса продолжают вращаться еще долго после того, как многодисковый чейнджер или фирменная спутниковая навигационная система (помните обновление карт на компакт-дисках?) морально устаревают.
Неудивительно, что когда в конце
Программно-определяемые автомобили
Теперь настала очередь автомобиля стать «умным». Переход от двигателей внутреннего сгорания к электрическим силовым агрегатам и добавление передовых систем помощи водителю (ADAS) и автономных возможностей превращают автомобили в мощные компьютеры на колесах, в которых работают сотни миллионов строк программного кода. Это ПО определяет практически все — от скорости работы стеклоочистителей до того, какое приложение потокового аудио открывается по умолчанию. Это то, что мы называем «программно-определяемым автомобилем», и для производителей это означает, что весь автомобильный опыт становится бесконечно более настраиваемым и обновляемым.
Для покупателей и пользователей этих автомобилей это означает более умный, безопасный и выгодный вариант владения автомобилем, в центре которого находится цифровая кабина, а не лошадиные силы, объем двигателя или внешний облик. Ее можно модернизировать, исправлять и персонализировать так же легко, как потребители привыкли ожидать от других интеллектуальных устройств. Это также вызывает вопросы о модели владения этими программно-определяемыми функциями: останутся ли приобретенные обновления с автомобилем или владельцем после его продажи?
Забудьте о ручной проверке уровня масла или пролистывании справочника, чтобы найти причину тревожного мигания лампочки на приборной панели. Вместо этого вы получите уведомление о том, что система рулевого управления была модернизирована для более точного управления в сырую погоду, что новое приложение для потокового воспроизведения музыки доступно для загрузки на информационно-развлекательную панель или что запас хода автомобиля только что был увеличен на основе анализа тысяч часов циклов работы аккумулятора. Идея подключения автомобиля к компьютеру дилера для получения диагностической информации или обновления ПО станет такой же устаревшей, как и многодисковый чейнджер.
А когда будет разработана новая функция или приложение, производители смогут распространять их среди клиентов по воздуху (OTA). Это может быть функция, которая не была частью первоначального решения о покупке, но на которую клиенты начинают полагаться, обеспечивая автопроизводителю дополнительные возможности получения прибыли — по крайней мере, до тех пор, пока конкурирующий автопроизводитель не внедрит что-то лучшее.
Для непрерывной разработки и развертывания программных функций автомобильной промышленности потребуется другая методология. Благодаря инициативе SOAFEE (Scalable Open Architecture for Embedded Edge), которая была запущена в прошлом году, отрасль объединяется, чтобы принять и использовать стандарты, обычно применяемые при разработке и развертывании облачных приложений.
Ваш автомобиль, ваш путь
Нет двух одинаковых смартфонов. Потребители привыкли настраивать свои смартфоны с помощью обоев, приложений, мелодий звонка и конфигурации кнопок. Автомобили, с другой стороны, не предлагают много возможностей для персонализации. С появлением цифровой кабины это изменится.
Например, информационно-развлекательная система MBUX от Mercedes-Benz использует модель искусственного интеллекта для изучения предпочтений пользователя и перестройки меню и навигации на их основе. Но что, если весь цифровой кокпит можно будет полностью настроить так, чтобы он показывал всю необходимую информацию и не показывал ничего из того, что вам не нужно?
Такие компании, как Cambridge Touch Technologies, стремятся раскрыть новые возможности человеческого интерфейса для программно-определяемых автомобилей. Технология UltraTouch этой компании сочетает в себе передовые пьезоэлектрические материалы со сложным ИИ, ПО и периферийными технологиями для добавления сенсорного управления в любом месте салона автомобиля, от рулевого колеса до окон. Это может привести к тому, что потребители смогут полностью изменять дизайн цифровой кабины своих автомобилей, чтобы он соответствовал тому, кто сидит за рулем.
Конечно, во всем этом есть и более серьезная проблема. По данным Statista, смартфон в среднем по миру служит от двух до трех лет. Но автомобиль может легко прослужить 10, а то и 20 лет. Как обеспечить, чтобы базовое оборудование в автомобиле — датчики, шины данных, центральные вычислительные модули — все еще могло обеспечить то, на что будет похож цифровой кокпит 2035 г.? Ответ на этот вопрос придется искать поставщикам ПО.