Демократизация данных позволяет бизнес-пользователям самостоятельно заниматься традиционно техническими проектами, чтобы быстрее реализовывать свои цели и задачи. Бен Хейнс, соучредитель и генеральный директор платформы открытых данных Directus, рассказывает на портале The New Stack о выгодах, которые получают сотрудники без технических навыков при самостоятельном доступе к данным.
«Чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Эта поговорка никогда не теряет своего первоначального смысла, особенно когда речь идет о разработке инновационных приложений и цифрового опыта в нашем мире, управляемом данными. Темпы изменений на современном развивающемся рынке означают, что организации должны действовать быстро, и эта реальность привела к растущей популярности так называемых гражданских ИТ (Citizen IT) — практики, позволяющей бизнес-пользователям, которые не обладают специализированными техническими знаниями, разрабатывать основанные на данных приложения без помощи ИТ-специалистов.
Концепция гражданских ИТ основана на понимании того, что данные в организации должны быть демократизированы, чтобы бизнес-пользователи могли быстро создавать приложения и услуги, необходимые им для успешного выполнения рабочих задач. Демократизация данных в ходе реализации этой концепции дает конкурентное преимущество организациям: McKinsey установила, что в тех организациях, которые ее реализовали, показатели инноваций на 33% выше, чем в тех, которые по тем или иным причинам отказались от нее.
Хотя доверять бизнес-пользователям задачи по разработке ПО может показаться рискованным, современные платформы открытых данных демократизируют данные, обеспечивая безопасный и правильно организованный доступ, а также качественные приложения low-code/no-code, которые могут создавать пользователи как с техническим опытом, так и без него.
Инновации со скоростью бизнеса
Несмотря на то, что компании генерируют и собирают все больше и больше данных, их способность использовать их в масштабах организации ограничена нехваткой технических специалистов. Когда бизнес-подразделению или команде необходимо создать проект, основанный на данных, они оказываются во власти ИТ-специалистов, которые, скорее всего, уже перегружены собственными проектами и управлением ИТ-инфраструктурой компании.
Однако рынок и конкуренты не ждут, и часто к тому времени, когда ИТ-отдел приступает к проекту, либо приоритеты бизнеса меняются, либо конкуренты опережают вас. В результате ваша организация может упустить возможности повысить производительность или увеличить доход за счет того, что могло бы стать инновационным бизнес-приложением или цифровым опытом. Демократизация данных меняет ситуацию. Когда сотрудники без технических навыков получают самостоятельный доступ к данным и им предоставляется возможность создавать приложения, инновации ускоряются, а бизнес получает огромные выгоды. К их числу относятся следующие:
♦ устранение изолированности данных. Она существует практически во всех организациях. На уровне отделов одни команды используют свои подходы для создания приложений и сервисов, создавая их с нуля, тогда как другие выбирают готовые решения. В итоге организация получает смесь индивидуальных и универсальных решений, ни одно из которых не взаимодействует друг с другом, и все они получают данные из разрозненных источников, которые необходимо поддерживать отдельно.
Это является чрезвычайно дорогостоящим и проблематичным в долгосрочной перспективе. Демократизация данных с помощью отдельных, специализированных порталов в единой системе учета позволяет создать любое решение, соответствующее конкретным требованиям команды или отдела. Все пользуются единым доверенным источником данных компании, что позволяет устранить разрозненность данных, а также затраты и усилия, связанные с управлением ими.
♦ устранение технического долга. Чтобы принять подход гражданских ИТ, необходимо убедиться, что бизнес-пользователи создают приложения правильно и не увеличивают технический долг в вашей организации. Демократизация данных с помощью открытой платформы данных позволяет обеспечить на внутреннем уровне правильную архитектуру бизнес-приложений, совместимую с приложениями, созданными другими отделами или внешними платформами.
Имея прочную основу, поддерживающую различные бизнес-приложения и опыт, вы всегда будете двигаться вперед, и не будете бояться, что впоследствии придется проводить рефакторинг самостоятельно созданных приложений, когда придет время вносить изменения или соединять их с другими критически важными приложениями.
♦ правильная разработка с первого раза. Когда бизнес-подразделение обращается к ИТ-отделу с предлагаемым проектом — приложением или цифровым опытом, например, веб-сайтом или цифровым дисплеем, — оно должно сначала потратить много времени и усилий на разъяснение требований. Команда может точно знать, что именно она хочет получить, но описать это в понятных ИТ-специалистам терминах иногда бывает непросто. Чтобы все сделать правильно, на протяжении всего жизненного цикла разработки необходимо постоянное сотрудничество с ИТ-отделом при помощи чата и э-почты.
Это может приводить к недопониманию и разочарованию, долгим и частым встречам, поздним вечерам и пропущенным срокам, и, как результат, слишком часто готовый продукт не соответствует ожиданиям. Когда бизнес-пользователи получают возможность самостоятельно создавать опыт с помощью безопасного подключения данных на основе API и интуитивно понятного приложения типа no-code для презентационного слоя, этого удается избежать.
Во-первых, им не нужно будет объяснять инженерам специфические нюансы. Что еще важнее, бизнес-подразделение получает именно то приложение, которое хочет. И может применить свои специальные знания к данному сценарию использования и создать решение, которое будет лучше служить поставленной цели, что во многих случаях приводит к улучшению клиентского опыта.
♦ облегчение нагрузки на ИТ. Предоставляя возможность бизнесу самостоятельно разрабатывать приложения и опыт, основанные на данных, ИТ-отдел высвобождает время, чтобы сосредоточиться на более стратегических проектах и инициативах. Нет необходимости доукомплектовывать штат ИТ-отдела высокооплачиваемыми специалистами для удовлетворения растущих потребностей, а существующим ИТ-специалистам не нужно тратить время на сотрудничество с другими командами в течение нескольких месяцев во время разработки приложений. Экономия затрат значительна, а время и бюджет могут быть перераспределены на технологические инициативы более высокого уровня.
Помимо этих важных преимуществ, истинная сила демократизации данных заключается в том, что она позволяет командам и отделам определять приоритеты и действовать в соответствии с ними, не застревая в очередях запросов ИТ-отдела и не работая в рамках ограничений, накладываемых точкой зрения того или иного специалиста. Всегда существует необходимость в итерационных обновлениях и усовершенствованиях, и если они должны проходить на этапе проектирования, отточить проект на основе реального использования по-настоящему сложно. С открытой платформой данных команды могут делать это в любой момент времени. А благодаря гибкости, присущей такой платформе, в будущем они смогут легко адаптироваться к меняющимся потребностям и требованиям без необходимости ждать помощи инженеров и перестраивать все с нуля.
Когда каждый вносит свой вклад, успех неизбежен
Платформы открытых данных создаются таким образом, чтобы подстраиваться под потребности организации в данный момент. Они обеспечивают гибкость, чтобы оставаться современными и актуальными, и помогают командам выполнять свои задачи и инициативы более эффективно и экономически выгодно. И помните: целое больше, чем сумма его частей. Когда яркие умы из каждого отдела могут вносить свои идеи и опыт в технические инновации организации, нет предела тому, что может быть создано.