Метавселенная обещает захватывающие корпоративные приложения, но она не лишена некоторых недостатков. Опрошенные порталом ITPro Today эксперты обсуждают подводные камни, которых следует остерегаться при ее внедрении.
Хотя мы говорим в основном о перспективах метавселенной, ее технологии уже находят практическое применение на предприятиях. «Если рассматривать основы того, как мы создаем, общаемся и сотрудничаем в цифровом мире, то метавселенная — это просто более захватывающая и персонализированная версия того, как мы уже действуем», — считает Салим Эльху, генеральный директор компании Onna.
Потенциальные проблемы метавселенной включают в себя вопросы регулирования, узкие места в квалификации, а также скептицизм потребителей и клиентов. Например, как показал новый опрос Morning Consult, 55% взрослых обеспокоены тем, как будут использоваться и отслеживаться их данные.
Проактивное планирование позволит организациям воспользоваться преимуществами технологий метавселенной, которые имеют смысл для их деятельности, по мере их появления. Оно также поможет избежать некоторых из многочисленных подводных камней, которые таят в себе эти технологии, особенно в период активного ажиотажа.
«Не всем предприятиям необходимо иметь виртуальное присутствие для маркетинга, — говорит Андреас Грант, инженер по сетевой безопасности и основатель Networks Hardware. — Тем не менее, поскольку поезд шумихи очень реален, предприятия не думают, прежде чем вскочить на него».
Технические проблемы метавселенной
Как бы много ажиотажа ни было вокруг этой темы, на данный момент технологии метавселенной весьма ограничены. В результате многие предприятия хотят исследовать ее потенциал, но этому мешает статус развивающейся технологий.
«Метавселенная все еще находится на ранней стадии развития, поэтому трудно найти квалифицированных разработчиков, знакомых с этой платформой, — говорит Моршед Алам, основатель и редактор Savvy Programmer. — Кроме того, есть не так много инструментов или ресурсов, которые могут помочь ИТ-специалистам управлять и оптимизировать виртуальную инфраструктуру в метавселенной».
По его словам, нежелание руководителей компаний вкладывать значительные средства в еще незрелый технологический сектор несколько снижает спрос на развитие навыков в смежных областях, таких как виртуальная реальность (VR). И это может воспрепятствовать быстрому внедрению или даже пилотному использованию технологий метавселенной. ВЭФ ожидает, что в этом году большинство компаний внедрят такие связанные с метавселенной технологии, как машинное обучение, облачные вычисления и AR/VR. Однако почти три четверти респондентов недавнего опроса Salesforce заявили, что не обладают цифровыми навыками, необходимыми им на рабочем месте сейчас или в будущем.
В более широком смысле технологии метавселенной могут как облегчить, так и усугубить проблемы, связанные с удаленными и гибридными рабочими местами. Так, VR делает возможными такие сценарии, как цифровое представление рабочего пространства или виртуальные собрания сотрудников, отмечает Ларс Хайланд, директор по обучению Totara Learning. По его словам, это может быть особенно ценно в первые месяцы работы, поскольку помогает коллегам наладить контакт и познакомиться с культурой рабочего места.
«Быстрое знакомство с окружающей обстановкой имеет ключевое значение, так как это позволяет почувствовать себя более связанными с другими коллегами, как новичками, так и опытными, — говорит он. — Когда по умолчанию используется удаленная или гибридная схема работы, это тем более важно». В то же время, по его словам, потеря таких нюансов, как язык тела или зрительный контакт при приеме на работу, представляет собой одну из проблем метавселенной.
В конечном счете, решения предприятий об инвестировании в технологии метавселенной должны быть сбалансированы с общими ИТ-потребностями и имеющимися кадрами и ресурсами в других ключевых операционных областях.
Проблемы этики, конфиденциальности и регулирования
В этой области также есть вопросы этического характера, связанные с различными проблемами и уровнями риска. Метавселенная может реально снизить некоторые из рисков на рабочем месте. Например, VR уже давно используется в обучении и симуляциях, напоминает Хайланд, а развитие технологии делают этот подход все более ценным и доступным.
«Аэрокосмическая промышленность была пионером в этой области с их симуляторами полетов, и сейчас существует множество сценариев использования VR-обучения для опасных рабочих сред, начиная от строительства, ядерной энергетики и заканчивая полевыми работами в сложных условиях, — говорит он. — Технологии метавселенной могут открыть новые образовательные возможности, которые защитят работников в опасных средах или позволят им пройти дополнительную подготовку виртуально, прежде чем они попадут в опасные ситуации».
Кроме того, компании уже собирают, хранят и используют огромные объемы данных о своей деятельности, сотрудниках и клиентах. Этот процесс будет только ускоряться по мере внедрения технологий метавселенной, и ИТ-специалистам придется планировать такие факторы, как повышение квалификации, расширение штата и увеличение инвестиций в хранение данных.
Некоторые технологии метвселенной требуют от пользователей предоставления биометрических данных — например, отпечатков пальцев или сканов лица. У сотрудников и клиентов, скорее всего, возникнут законные опасения по поводу того, как эти данные будут доступны и храниться, и есть ли вообще необходимость в их сборе.
«Всегда найдутся люди, не решающиеся предоставить свои биометрические данные», — говорит Грант. У некоторых людей также могут возникнуть проблемы с физическим здоровьем, например, укачивание или психические расстройства, связанные с пребыванием в метавселенной.
Любое предприятие, использующее технологии, собирающие потенциально конфиденциальные данные, должно знать законы, касающиеся их сбора и использования, и иметь прозрачную внутреннюю политику. Но даже в этом случае важно рассмотреть альтернативы метавселенной на случай, если сотрудник или клиент не может или не хочет ее использовать.
Как и в случае с законами о сборе данных, такими как GDPR, одной из ключевых проблем предприятий, связанных с метавселенной, будет решение вопроса о юрисдикции. Например, с юридической точки зрения не всегда ясно, где на самом деле находятся цифровые пространства, такие как брендовые домены или «собственность» в виртуальных мирах.
Успешные метавселенские сообщества будут привлекать людей и организации со всего мира — отсутствие традиционных границ является их преимуществом в некоторых отношениях, но помехой для этих пользователей в других. В результате многие из головных болей, связанных с юрисдикцией, которые уже испытывают ИТ-специалисты, усилятся. «Будет трудно определить юрисдикцию и набор нормативных актов, на которые можно положиться для обеспечения безопасности виртуальной среды для ее пользователей», — говорит Андреас Веллинг, директор по маркетингу компании Fractory.