Метавселенная (metaverse) — это не просто среда виртуальной реальности, это новый способ для разработчиков создавать новые приложения и иммерсивный опыт, считают опрошенные порталом ITPro Today эксперты.
Для разработчиков метавселенная представляет собой еще один тип приложения, которое необходимо создать, и еще одну цель для развертывания исходного кода. Как и в любом виде разработки, здесь существуют мифы и заблуждения о технологии, а также проблемы, мешающие достижению цели.
По словам Эрика Эшби, руководителя отдела продуктов компании Helpshift, самое большое заблуждение заключается в том, что метавселенная — это просто очередная видеоигра. «Хотя игровые компании, безусловно, находятся на переднем крае метавселенной и помогают создавать и развивать большую часть контента, метавселенная — это гораздо больше», — считает он.
Каков потенциал метавселенной для разработчиков?
По словам Эшби, метавселенная позволяет пользователям получить доступ к виртуальному миру, где они могут встречаться с людьми 24 часа в сутки 7 дней в неделю, сотрудничать в режиме реального времени на разных языках, а также пробовать, покупать и испытывать вещи, прежде чем совершить физическую покупку.
«Многие виды опыта — например, искусство, театр, музыка и другие формы развлечений — могут стать даже полностью виртуальными, — полагает он. — Приложения здесь практически безграничны».
Билли Хуанг, соучредитель Luna Market, рассматривает метавселенную как связь между всеми цифровыми пространствами — как сеть социальных пространств, взаимосвязанных с точки зрения пользователя.
«Многие люди говорят о метавселенной как о социальном виртуальном опыте, но на самом деле это гораздо больше, — полагает он. — Социальные цифровые взаимодействия существуют уже давно, но впервые у нас появилась возможность пересекать виртуальные миры и сохранять личность и право собственности на товары в этих цифровых пространствах с помощью технологии блокчейн».
Какие проблемы возникают при создании приложений и сервисов метавселенной?
Несмотря на потенциал метавселенной, у нее существуют и проблемы. По словам Хуанга, многие metaverse-платформы не имеют возможности написания сценариев, что ограничивает возможности интеграции и количество приложений. Также отсутствует стандартизация творчества, что означает, что интеграция 3D-активов в масштабе с различными типами аватаров и игровыми стандартами по своей природе более сложна.
По словам Гермеса Франгудиса, директора Agora по связям с разработчиками, многие разработчики считают, что конфиденциальность данных и безопасность являются самыми большими препятствиями, которые должна преодолеть метавселенная. Это означает, что при создании программного и аппаратного обеспечения, необходимого для воплощения метавселенной в реальность, следует изначально внедрять принцип конфиденциальности.
«Если конфиденциальность данных является проблемой и в сегодняшнем 2D-мире Web 2.0, то метавселенная добавляет к этой проблеме еще более сложное измерение, — говорит Франгудис. — Метавселенная стирает границы между реальным и виртуальным в совершенно ином масштабе, которого мы не видели раньше».
Каковы общие языки и инструментальные средства разработки метавселенной?
Для многих разработчиков ключевая проблема — просто понять, с чего начать.
«Существует множество различных платформ, и информация может быть чрезмерной, — отмечает Кэш Вьяс, соучредитель и технический директор Perfitly. — Единой платформы для разработки нет». Совместимость между платформами является проблемой. К тому же тенденции в метавселенной не такие, как в реальном мире. Они, как правило, менее предсказуемы.
Что касается технологий, то одним из самых популярных языков программирования для метавселенной Франгудис называет JavaScript, поскольку он выступает в качестве высокоуровневого языка сценариев, который можно использовать для управления мощным движком на базе C++. По его словам, JavaScript и WebGL отлично подходят для динамической визуализации веб-приложений AR и VR. Кроме того, популярным языком для разработки метавселенной является C# — благодаря Unity, одной из самых известных платформ для разработки игр и VR, которая может похвастаться большим сообществом издателей игр AAA и разработчиков инди-игр.
«По мере того, как программные платформы становятся все более надежными, а оборудование VR, такое как гарнитуры, продолжает развиваться, они расширяют возможности для разработчиков по созданию миров, которые предложат следующий большой иммерсивный опыт», — считает Франгудис.
Каковы лучшие практики для разработчиков метавселенной?
В приложениях и сервисах на основе метавселенной важен опыт. По словам Кевина Страйпа, руководителя практики Web в Robots & Pencils, ключевым отличием приложений метавселенной является взаимодействие. Оно повышает уровень опыта — в отличие от традиционных интерфейсов.
Страйп дает разработчикам следующие советы:
Создавайте качественный опыт. Разработчикам необходимо помнить, что цель состоит в том, чтобы обеспечить превосходный опыт, несравнимый просто с открытием мессенджера и вводом сообщения.
«Использование жестов, дизайн окружающей среды и интуитивно понятный интерфейс — все это несколько новые задачи для разработчика, переходящего от традиционных приложений к приложениям метавселенной, — говорит Страйп. — Вам нужно учитывать гораздо больше факторов, но у вас также есть гораздо больше инструментов, когда дело доходит до облегчения взаимодействия с пользователем и обеспечения обратной связи с ним».
Тестируйте, а затем тестируйте еще больше. Тестирование и частое использование собственного приложения — это то, как разработчики будут проводить итерации, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Экспериментируйте и итерируйте. Больше думайте об ощущениях и общем опыте использования приложения — ключевая рекомендация Страйпа для лучших практик. «Для меня лучший разработчик метавселенной — тот, кто будет рассматривать эту концепцию как место для изучения новых и интересных способов выполнения обычных задач, к которым мы все привыкли в нашей пандемической офисной жизни, — говорит он. — Качество опыта будет главным на рынке приложений вселенной».