В последние 25 лет уровень научной грамотности россиян постепенно возрастал, показывают результаты Мониторинга инновационного поведения населения, который команда Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проводит с 1996 года.
Научная грамотность отражает знание человеком базовых научных фактов из школьной программы и способность к логическим рассуждениям. Уровень научной грамотности оценивается по результатам прохождения респондентами короткого теста, в ходе которого они должны установить, какие из предложенных утверждений являются верными, а какие — ложными.
Наиболее высокая доля корректных ответов наблюдается в отношении базовых положений научного описания мира, которые играют роль своеобразных общепринятых истин.
Так, большинство респондентов в возрасте
Более специализированные либо дискуссионные утверждения вызывают сложности у респондентов.
Например, 51% опрошенных считают, что в психологии можно провести научный эксперимент, как и в физике; 30% придерживаются противоположного мнения; 19% затруднились с ответом.
Респонденты часто ошибаются или затрудняются в оценке утверждений о явлениях, затрагивающих здоровье человека (антибиотики, вакцинация, радиация, генетически модифицированные продукты питания).
Распределение ответов на утверждение «Прививки гораздо чаще приводят к отсталости в развитии у детей, чем об этом говорят ученые и медики» обнаруживает проблему общественного недоверия к практическим достижениям науки. Хотя почти половина опрошенных (48%) называют данное утверждение ложным, треть (30%) считают его верным и около четверти (22%) затруднились ответить.
Анализ распределения ответов на 11 вопросов теста показал такую картину: более 8 правильных ответов дали четверть (25%) респондентов; на
Ее уровень ожидаемо связан с уровнем образования. Среди опрошенных с высшим образованием 39% демонстрируют высокий уровень научной грамотности. В категории со средним образованием и ниже эта доля примерно в 2,5 раза меньше. Похожая картина зафиксирована при сопоставлении ответов жителей областных центров и сел/ПГТ.
Индивиды с низким уровнем научной грамотности хуже различают науку и паранауку. Например, среди них не относят астрологию к областям науки только 42% респондентов; в категории с высокими значениями таких ответов почти вдвое больше (75%).
Респонденты с низкими значениями реже выражают доверие научным организациям (32% против 53% среди опрошенных с высоким уровнем научной грамотности), что может негативно сказываться на готовности к восприятию доводов, объяснений ученых, направленных в том числе на развенчание распространенных заблуждений.
Также связаны с высоким уровнем научной грамотности интерес к событиям в мире науки и различным видам научно-популярного контента, оценка своих способностей к восприятию подобной информации. Соответственно, низкий уровень научной грамотности осложняет выстраивание коммуникации ученых с широкими слоями населения, снижает эффективность популяризации науки.