Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представил сведения об элементах технологических стратегий, которые российские организации используют при разработке и внедрении передовых производственных технологий.
Уровень технологической оснащенности российской экономики снижается с 2018 г.: число организаций, использующих передовые производственные технологии (ППТ), уменьшилось за этот период на 22% — с 18,8 до 14,6 тыс. Вместе с тем, если в 2018 г. в одной организации в среднем применялось 14 ППТ, то в 2021 г. — уже 18: с появлением опыта использования новых технологий их портфель расширяется.
Обратная картина наблюдается в области создания ППТ: число организаций-разработчиков за рассматриваемый период увеличилось почти на треть и в 2021 г. достигло 835 ед., но при этом результативность деятельности по разработке ППТ не изменилась, в среднем на одну организацию-разработчика приходится порядка трех созданных ППТ в год.
Использование и разработка технологий часто взаимосвязаны: как правило, организации, которые создают ППТ, применяют их в своей деятельности. Так, из 835 организаций, разработавших передовые решения для производства в 2021 г., только 83 (менее 10%) не использовали ППТ.
Основными факторами, препятствующими повышению уровня технологической оснащенности, организации, разрабатывающие и/или использующие ППТ, в 2021 г. назвали трудности с наймом квалифицированного персонала (39,1%) и недостаточную квалификацию сотрудников в целом (23,3%); низкую окупаемость (длительный срок окупаемости) инвестиций (30,4%). Сложность интеграции новых технологий в существующие производственные и организационные процессы (29,7%) и недостаточный технологический уровень организации в целом (25,8%) также часто препятствуют внедрению ППТ.
Для преодоления влияния этих факторов организации применяют различные стратегии: оптимизируют работу с внутренними ресурсами для использования собственного кадрового потенциала, формируют партнерские связи и поддерживают кооперацию, обеспечивают получение информации, необходимой при разработке и использовании ППТ.
Чаще всего технологические стратегии включают меры, направленные на мобилизацию собственных, внутренних ресурсов. Самая актуальная из них — повышение квалификации персонала путем обучения сотрудников на рабочем месте — применяется в 55% организаций и является основной вне зависимости от их отраслевой принадлежности. В сфере высшего образования, научных исследований и разработок, а также в обрабатывающей промышленности такая практика применяется более чем в 60% организаций, разрабатывавших и/или использовавших ППТ. Вознаграждение за поданные идеи и выработанные решения своим сотрудникам чаще других предлагают научные организации (49,2%) и промышленные обрабатывающие предприятия (45,5%), а методы коллективной выработки решений характерны в основном для организаций сферы высшего образования (54,6%) и осуществляющих деятельность в области информации и связи (40,9%).
Потенциал сотрудничества с организациями, осуществляющими профессиональную деятельность по разработке и сопровождению внедрения новых технологий (научные, проектные, конструкторские, инжиниринговые компании и т. п.), а также подготовке кадров (образовательные организации), во многом остается недоиспользованным. В среднем, самыми востребованными партнерами для всех организаций, разрабатывающих и/или использующих ППТ, являются проектные, проектно-конструкторские, конструкторские или инжиниринговые организации (38,1%). За ними следуют образовательные организации (33%), сотрудничество с которыми особенно важно для создания притока квалифицированных кадров, способных работать с передовыми техническими решениями.
Наиболее активно развивают связи с этими и другими партнерами научные организации и вузы, а также прочие организации, занятые профессиональной и технической деятельностью. При этом организации сферы науки и высшего образования чаще всего сотрудничают непосредственно в своем тесном кругу.
Среди организаций реального сектора наиболее активно развиваются партнерские связи с наукой, научно-техническим и инженерным консалтингом и образованием в сфере добычи полезных ископаемых: с проектными и конструкторскими организациями сотрудничают почти половина добывающих предприятий (49,7%), с научными — 37%, с организациями сферы высшего и среднего образования — 35,8%. По всем остальным видам экономической деятельности интенсивность кооперации существенно ниже.
Эксплуатация систем управления знаниями, опытом, лучшими практиками незаслуженно редко используется в российских организациях для формирования и поддержания компетенций, необходимых для разработки и внедрения передовых решений (35%). Возможно, отсутствие должного внимания к этому инструменту является одной из причин «замершего» уровня результативности в разработке ППТ: среди организаций, выполняющих научные исследования и разработки, системное управление знаниями не практикуется и в половине случаев.
Систематический информационный поиск для выявления перспективных технических идей и решений для российских организаций, разрабатывающих и/или использующих ППТ, является скорее экзотикой (применяется примерно в 20% из них). Среди организаций, выполняющих исследования и разработки, эти методы используются чаще (27,1%), но даже здесь применение инструментария конкурентной технологической разведки и бенчмаркинга, выполнение анализа технологических трендов и соответствующее картирование крайне ограничены.