Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал изменение цифровых навыков россиян в 2019–2021 гг. Карантинные мероприятия, связанные с пандемией COVID-19, и вынужденный перевод различных социальных практик в виртуальную среду (работа, образование, совершение покупок и др.) стимулировали население к более интенсивному использованию Всемирной сети.

За 2019–2021 гг. доля активных пользователей интернета (выходящих в сеть чаще одного раза в три месяца) среди россиян в возрасте 15 лет и старше выросла с 77,5 до 83,4%. Данные тенденции заметны и среди пожилого населения: если в 2019 г. среди жителей страны в возрасте 55–64 лет пользовались интернетом 67,4%, то в 2021 г. — уже 81,1%. В группе 65–74 лет за этот период показатель вырос с 39,5 до 52,9%.

Расширение интернет-аудитории произошло и среди населения старше 75 лет, хотя свыше 80% представителей данной группы по-прежнему не используют возможности сети. Таким образом, проблема цифровой эксклюзии пожилых граждан сохраняет актуальность. Процесс интеграции старшего поколения в онлайн-среду осложняется отсутствием рядом близких, которые могли бы помочь им в освоении цифровых технологий (из 44,6% пожилых людей старше 55 лет, которые не используют интернет, 18,3% проживают одни).

Активизация использования интернета и цифровых устройств в период пандемии COVID-19 не повлекла за собой заметного развития цифровых навыков населения. Прирост интернет-аудитории был обеспечен притоком пользователей с низким уровнем таких компетенций: доля соответствующей группы выросла с 39,3% в 2019 г. до 44,1% в 2021 г. Доля россиян, владеющих цифровыми навыками хотя бы на базовом уровне, практически не изменилась: 37,8% в 2021 г. против 36,4% в 2019 г.

Оценка уровня цифровых навыков базируется на информации о действиях, которые выполнял индивид за последние три месяца. Она проводится по пяти группам: (1) работа с информацией; (2) коммуникация; (3) настройка цифрового оборудования; (4) использование онлайн-сервисов и (5) работа с программным обеспечением.

Уровень владения навыками внутри каждой группы оценивается по трехбалльной шкале: (1) нет навыков, (2) базовый уровень, (3) выше базового. Кроме того, рассчитывается интегральная оценка цифровых навыков по четырехбалльной шкале, где «навыки отсутствуют» — нет навыков ни в одной группе; «низкий уровень» — есть навыки по крайней мере в двух группах; «базовый» — наличие навыков во всех группах при условии, что в одной из них уровень владения — «базовый»; «выше базового» — наличие навыков во всех группах на данном уровне.

Лучше всего цифровые навыки развиты у молодежи (15–24 года): 36,2% представителей данной группы владеют соответствующими компетенциями на базовом уровне, еще 28,1% — на высоком. Уровень владения цифровыми навыками в более старших возрастных группах заметно ниже: среди интернет-аудитории в возрасте 45 лет и старше основная масса пользователей и вовсе имеет пробелы в цифровых компетенциях.

Наиболее востребованы среди пользователей интернета коммуникативные навыки (отправка и получение электронной почты, участие в соцсетях, звонки) и навыки работы с информацией (поиск информации, связанной со здоровьем или товарами и услугами, получение информации с сайтов госорганов, сохранение информации в интернет-хранилищах). Ограничение социальных контактов в период пандемии COVID-19 привело к увеличению доли пользователей, владеющих коммуникативными компетенциями на уровне выше базового, — с 71,8% в 2019 г. до 75,4% в 2021 г. Доля россиян с высоким уровнем навыков работы с информацией за три года увеличилась незначительно: с 61 до 62,2%. Зато в результате перевода различных услуг в онлайн почти на 10 п. п. выросла доля интернет-аудитории, навыки использования онлайн-сервисов которой превышают базовый уровень (в 2021 г. — 42,1%).

Более специализированные навыки распространены заметно слабее, т. к. в значительной мере связаны с профессиональной деятельностью или другими потребностями, не релевантными для большинства рядовых пользователей. Вследствие расширения интернет-аудитории за счет лиц, освоивших крайне ограниченный набор цифровых навыков, увеличилась доля пользователей, не знакомых с компьютерными программами (текстовыми редакторами, программами для работы с электронными таблицами и презентациями) и настройкой цифровых устройств.

Таким образом, обусловленное пандемией расширение интернет-аудитории не привело к существенному повышению уровня цифровых компетенций среди пользователей. При этом разрыв в уровне владения такими навыками между наиболее адаптированной молодежью и старшими возрастными группами лишь усугубился. Рост доли россиян в возрасте 15–24 лет с высокими навыками происходит, в том числе, за счет популяризации профессий в ИТ-сфере и появления новых образовательных онлайн-продуктов в этой области. Развитие компетенций в старших возрастных группах сдерживается ограниченным спросом на цифровые технологии в повседневной практике.