Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал изменение цифровых навыков россиян в
За
Расширение интернет-аудитории произошло и среди населения старше 75 лет, хотя свыше 80% представителей данной группы по-прежнему не используют возможности сети. Таким образом, проблема цифровой эксклюзии пожилых граждан сохраняет актуальность. Процесс интеграции старшего поколения в онлайн-среду осложняется отсутствием рядом близких, которые могли бы помочь им в освоении цифровых технологий (из 44,6% пожилых людей старше 55 лет, которые не используют интернет, 18,3% проживают одни).
Активизация использования интернета и цифровых устройств в период пандемии COVID-19 не повлекла за собой заметного развития цифровых навыков населения. Прирост интернет-аудитории был обеспечен притоком пользователей с низким уровнем таких компетенций: доля соответствующей группы выросла с 39,3% в 2019 г. до 44,1% в 2021 г. Доля россиян, владеющих цифровыми навыками хотя бы на базовом уровне, практически не изменилась: 37,8% в 2021 г. против 36,4% в 2019 г.
Оценка уровня цифровых навыков базируется на информации о действиях, которые выполнял индивид за последние три месяца. Она проводится по пяти группам: (1) работа с информацией; (2) коммуникация; (3) настройка цифрового оборудования; (4) использование онлайн-сервисов и (5) работа с программным обеспечением.
Уровень владения навыками внутри каждой группы оценивается по трехбалльной шкале: (1) нет навыков, (2) базовый уровень, (3) выше базового. Кроме того, рассчитывается интегральная оценка цифровых навыков по четырехбалльной шкале, где «навыки отсутствуют» — нет навыков ни в одной группе; «низкий уровень» — есть навыки по крайней мере в двух группах; «базовый» — наличие навыков во всех группах при условии, что в одной из них уровень владения — «базовый»; «выше базового» — наличие навыков во всех группах на данном уровне.
Лучше всего цифровые навыки развиты у молодежи
Наиболее востребованы среди пользователей интернета коммуникативные навыки (отправка и получение электронной почты, участие в соцсетях, звонки) и навыки работы с информацией (поиск информации, связанной со здоровьем или товарами и услугами, получение информации с сайтов госорганов, сохранение информации в интернет-хранилищах). Ограничение социальных контактов в период пандемии COVID-19 привело к увеличению доли пользователей, владеющих коммуникативными компетенциями на уровне выше базового, — с 71,8% в 2019 г. до 75,4% в 2021 г. Доля россиян с высоким уровнем навыков работы с информацией за три года увеличилась незначительно: с 61 до 62,2%. Зато в результате перевода различных услуг в онлайн почти на 10 п. п. выросла доля интернет-аудитории, навыки использования онлайн-сервисов которой превышают базовый уровень (в 2021 г. — 42,1%).
Более специализированные навыки распространены заметно слабее, т. к. в значительной мере связаны с профессиональной деятельностью или другими потребностями, не релевантными для большинства рядовых пользователей. Вследствие расширения интернет-аудитории за счет лиц, освоивших крайне ограниченный набор цифровых навыков, увеличилась доля пользователей, не знакомых с компьютерными программами (текстовыми редакторами, программами для работы с электронными таблицами и презентациями) и настройкой цифровых устройств.
Таким образом, обусловленное пандемией расширение интернет-аудитории не привело к существенному повышению уровня цифровых компетенций среди пользователей. При этом разрыв в уровне владения такими навыками между наиболее адаптированной молодежью и старшими возрастными группами лишь усугубился. Рост доли россиян в возрасте