Рынок роботизации бизнес-процессов (RPA) последние три года считался лидером по росту в ИТ, однако если ранее динамика роста и тренды в России и мире практически не отличались, то с марта по июль 2022 г. на российском рынке произошли тектонические изменения.
Отключение облачных сервисов и отказ продления уже проданных онпремис- лицензий со стороны зарубежных компаний (например, Blue Prism, Automation Anywhere, SAP iRPA), ранее занимавших 90% российского рынка, создали много сложностей для российских клиентов, неготовых к такой ситуации.
С наибольшими трудностями столкнулись две категории:
- лидеры роботизации, у которых ранее были достигнуты наибольшие успехи во внедрении RPA-технологий в различные бизнес-процессы, в том числе критически важные;
- компании, у которых оказался самый короткий срок действия имеющихся лицензий и которым нужно было провести миграцию на российскую RPA в кратчайшие сроки.
Организации были вынуждены срочно искать пути решения — и пошли по двум различным сценариям:
- 80+% российских компаний стали экстренно изучать и переходить на отечественные RPA-платформы;
10-15% клиентов пошли по «серым» схемам параллельного импорта или попытались договориться иностранными вендорами о помесячном продлении лицензий на переходный период, когда компании не могут легально провести оплату за продление лицензий.
Что останавливало компании от выбора российских платформ?
Во-первых, зарубежные решения появились раньше, накопили больше опыта и успешных кейсов. Во-вторых, широта возможностей и функционала являлись решающим фактором для заказчиков.
Для российских разработчиков эти решения были примером, на который нужно ровняться, при этом они учитывали российские особенности рынка и местный ландшафт ПО.
В итоге сейчас российские решения способны на 100% заменить ПО американских и европейских вендоров, а также дать дополнительные возможности — интеграцию с «1С», «Яндекс», Telegram. По нашим оценкам, более 75% компаний, использовавших иностранное ПО для роботизации, могут безболезненно перейти на отечественные RPA-платформы.
Масштабный вызов оказал сильное мобилизационное воздействие на клиентов, интеграторов и вендоров. И клиенты переходят не просто с UiPath и других платформ на российские аналоги, а идут дальше. Например, запускают миграцию роботов с Windows на Linux. Такие кейсы становятся настоящей проверкой в бою для российских решений, к тому же мы считаем, что количество миграций с Windows на Linux в ближайшие годы будет стремительно расти.
Рынок RPA сегодня
Сегодня мы условно делим заказчиков на два типа — тех, кто еще не внедрял RPA-платформы, и тех, кто проводит миграцию на отечественное ПО. Новые клиенты в первую очередь смотрят на инструменты и на реализацию задачи. Для них важно доказать ценность RPA саму по себе, а уже после выбрать вендора, который лучше реализует конкретную задачу. Они тестируют платформу, смотрят прежде всего на кейсы.
Опытные заказчики — те, кто уже используют иностранные RPA-решения и хорошо знают возможности RPA. Им не надо доказывать преимущества программной роботизации в целом, они выбирают удобный для миграции продукт и самого надежного вендора.
И успешный пример вторых доказывает релевантность перехода на RPA для первых.
Мы выделили несколько шагов для выбора RPA-платформы сегодня:
- Первым делом определить, по каким критериям вы будете выбирать платформу. Нет смысла перечислять все возможные характеристики, так как действительно важными оказываются не более 10 критериев. Их нужно проранжировать и выделить для себя важные. Так команда потратит меньше времени на выбор, к тому же выше вероятность правильного решения.
- Если вы уже использовали RPA-платформу, то узнайте, как будет проходить миграция: вручную или автоматически. Инструменты конвертации могут существенно сэкономить время на переход с одной платформы на другую.
- Следующий шаг — протестировать платформу. Сегодня каждый вендор RPA предоставляет пробные лицензии. И, на наш взгляд, лучше один раз попробовать, чем десять раз прочитать и послушать презентации.
- Изучить дорожную карту продукта. Рынок сегодня меняется быстро как никогда. И нужно быть уверенным, что и завтра, и послезавтра вы будете пользоваться актуальным решением.
- Посмотреть шире самого продукта — что за ним стоит? Кто им пользуется? Как сами пользователи влияют на развитие продукта? Сформированное и развивающееся комьюнити может много рассказать о перспективах выбранного решения.
По нашей оценке, российский рынок RPA — клиенты, вендоры, интеграторы и пользователи — в среднесрочной и долгосрочной перспективе сильно выиграет от текущей ситуации. Клиенты приобретают локализованное решение, в целом не уступающее, а в частных аспектах и превосходящее мировых лидеров за существенно меньшую стоимость; вендоры же получают мощные финансовые, кадровые и клиентские ресурсы для развития, которые позволят лидирующим RPA-платформам существенно улучшить экосистему своих продуктов и сервисов.