Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал новые данные Росстата по ключевым показателям инновационной деятельности российских организаций в динамике за пять лет и по итогам 2021 г.
В 2021 г. сохранился тренд последних лет на увеличение доли инновационно активных организаций: общий уровень инновационной активности крупного и среднего бизнеса составил 11,9% (в 2020 г. — 10,8%). Позитивная динамика индикатора характерна для большинства секторов экономики.
Темпы наращивания объемов инвестиций в инновации и выпуска инновационной продукции в 2021 г. незначительно сократились, свидетельствуя о неполном восстановлении национальной экономики после пандемии COVID-19 и стратегической переориентации предприятий в ответ на связанные с ней ресурсные и прочие ограничения. Затраты компаний на развитие инноваций составили 2,4 трлн руб., что на 4,3% (в постоянных ценах) ниже значения 2020 г., но на 3,8% выше по сравнению с доковидным (предкризисным) 2019 г. Результативность инновационной деятельности практически не изменилась: объем произведенных инновационных товаров, работ, услуг в 2021 г. превысил 6 трлн руб. (-0,7% в постоянных ценах относительно 2020 г., но +5,2% к 2019 г.). В общем объеме продаж их доля по-прежнему остается невысокой (в 2021 г. — 5%; в 2020 г. — 5,7%).
Схожие тенденции развития инноваций зафиксированы в промышленном производстве. В 2021 г. уровень инновационной активности здесь достиг 17,4% (против 16,2% в 2020 г.). Наблюдаемый рост во многом обеспечен организациями низкотехнологичных отраслей (+3,9 п. п. до 15,9% в 2021 г.). Максимальные значения индикатора традиционно характерны для высокотехнологичных секторов, включая производство компьютеров, электронных и оптических изделий (49,6%), летательных и космических аппаратов (48,8%).
Динамика затрат на инновационную деятельность в промышленном производстве на протяжении последних пяти лет носит разнонаправленный характер: в 2018 г. их объем сократился, в дальнейшем он устойчиво возрастал, в 2021 г. — вновь незначительно снизился (-4% в постоянных ценах) и составил 1,3 трлн руб. Ввиду еще действовавших в первом полугодии 2021 г. антивирусных ограничений, промышленным предприятиям не удалось нарастить годовой объем выпуска инновационной продукции: он составил 4,6 трлн руб., сократившись на 1,6% (в постоянных ценах) относительно уровня 2020 г. Однако по некоторым видам деятельности наблюдается восстановление показателей результативности после снижения в 2020 г. (например, в добывающей промышленности объем инновационного производства за год вырос более чем в 1,5 раза, в машиностроении — в 1,4 раза).
Одной из ключевых поведенческих реакций бизнеса в ответ на пандемию стала ускоренная цифровизация бизнеса, что способствовало активному развитию инновационной деятельности в сфере услуг. Расходы на инновации организаций, осуществляющих деятельность в области информации и связи, достигли исторического максимума — 147 млрд руб., увеличившись за год почти на четверть (+21,6% в постоянных ценах), а объем произведенной инновационной продукции составил 370,6 млрд руб. (+43%). Соответственно увеличились показатели интенсивности инновационных затрат (на 0,5 п. п. до 3,3%) и доли инновационной продукции в общем объеме продаж (на 2,3 п. п. до 8,3%).