Компания «Рексофт Консалтинг», подразделение группы «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг, провела детальный анализ зарубежного опыта создания институтов государственной поддержки, планирования оперативных и стратегических мер обеспечения информационной и технологической импортонезависимости промышленности. Исследование ставило перед собой цель выявить лучшие мировые практики в господдержке процесса импортозамещения и цифровизации в тяжелых индустриях разных стран.
В ходе исследования были проанализированы мировые инициативы в этой области с 1970х годов по текущей момент. В пул исследования входили как развитые западные страны, так и развивающиеся экономики. Материал включает предпосылки текущей российской проблематики со SWOT-анализом и детальный опыт зарубежных стран с подсветкой сильных и слабых сторон каждой из моделей.
Эксперты «Рексофт Консалтинг» проанализировали успешный опыт государственных и частных институтов КНР (Китайского Центра Компетенций «China Competence Center»), Малайзии (Офис Цифровых Инвестиций «DIO», Государственную программу развития «Industry4WRD»), Саудовской Аравии (Центра развития индустриальных компетенций) и Германии (Индустриального сообщества «Global German Mining Network»).
Резюмируя общемировой опыт, исследование «Рексофт Консалтинг» выделяет следующие ключевые важные компоненты успеха:
- создание центров компетенции, сосредоточенных на разработке и производстве решений для локального рынка, но с обязательным последующим масштабированием за пределы страны (Китай, Малайзия);
- организация центров развития индустриальных компетенций для подготовки и обучения квалифицированных кадров адресно под запросы различных отраслей индустрии (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия);
- создание Офисов Цифровых Инвестиций, которые оценивают, анализируют и координируют цифровые инвестиционные проекты (напр., инициативы в области развития кадрового потенциала, сетей цифровой инфраструктуры и др.) (Малайзия);
- активное участие частных компаний в создании международных и локальных промышленных сообществ (при поддержке государства) в виде платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямым контактам, обмен опытом и др. (Китай, Германия);
- реализация государственных программ финансирования, направленных на усиление возможностей локальных вендоров по разработке, адаптации и поставке решений для частных производств, государственных компаний и крупных корпораций (гранты малым наукоемким предприятиям, кредиты с государственной гарантией и\или субсидированной процентной ставкой) (Китай, Малайзия, Германия);
- создание специализированных фондов и агентств для поддержки экспортоориентированных инициатив компаний-разработчиков ИТ-решений (Малайзия, Китай).
«Согласно результатам нашего исследования, российский подход, основанный на консолидации усилий якорных предприятий отрасли и ключевых вендоров, одновременно с возможностями получения государственной поддержки, в целом соответствует успешному международному опыту. Вместе с тем, настораживает факт недостаточной ориентации на создание именно экспортного, а не локального продукта, выходящего за рамки интересов