Gartner объявила 10 наиболее важных для бизнеса стратегических технологических тенденций, которые будут развиваться в 2023 г. Они сгруппированы по трем направлениям: оптимизация, масштабирование и новаторство, сообщает портал Information Age.
«Чтобы укрепить финансовое положение своей организации в период экономической турбулентности, ИТ-руководители должны не ограничиваться экономией средств, а искать новые формы операционного совершенства, продолжая ускорять цифровую трансформацию», — сказал Фрэнсис Карамузис, почетный вице-президент-аналитик Gartner.
По его словам, представленный список технологий «может помочь организациям оптимизировать отказоустойчивость, операции или доверие, масштабировать вертикальные решения и доставку продуктов и стать первопроходцами в новых формах взаимодействия, ускоренного реагирования или возможностей».
Однако, как отметил Дэвид Грумбридж, также почетный вице-президент-аналитик Gartner, в 2023 г. одних технологий будет недостаточно. Необходимо учитывать влияние экологических, социальных и управленческих (ESG) ожиданий и норм, которые перерастают в общую ответственность за применение устойчивых технологий. «Каждую технологическую инвестицию необходимо будет сопоставлять с ее воздействием на окружающую среду, не забывая о будущих поколениях. Устойчивое развитие как цель требует применения устойчивых технологий», — пояснил он.
Ниже перечислены 10 технологий, которые, по мнению Gartner, станут ключевыми для технологических лидеров и предприятий в 2023 г.
1. Устойчивое развитие (влияет на все направления)
В ходе недавнего опроса руководители компаний сообщили Gartner, что экологические и социальные изменения теперь входят в тройку приоритетов для инвесторов после прибыли и дохода, а это означает, что для достижения целей устойчивого развития придется приобретать более инновационные решения.
Gartner рекомендует создать новую структуру, которая повышает энерго- и материалоэффективность ИТ-услуг, обеспечивает устойчивость предприятия за счет отслеживаемости, аналитики, возобновляемых источников энергии и искусственного интеллекта и внедряет решения, помогающие клиентам достичь собственных целей в области устойчивого развития.
2. Прикладная наблюдаемость (оптимизация)
Наблюдаемые данные отражают оцифрованные артефакты — такие как журналы, трассировки, вызовы API, загрузки и передачи файлов, — которые появляются, когда любая заинтересованная сторона предпринимает какие-либо действия.
Прикладная наблюдаемость передает эти наблюдаемые артефакты обратно пользователям в рамках высокоорганизованного, интегрированного подхода для ускорения принятия организационных решений.
«Прикладная наблюдаемость позволяет организациям использовать свои артефакты данных для получения конкурентных преимуществ. Это мощный инструмент, потому что он повышает стратегическую важность правильных данных для быстрых своевременных действий, основанных на фактической активности заинтересованных сторон, а не на намерениях», — пояснил Карамузис.
По его словам, при стратегическом планировании и успешном выполнении прикладная наблюдаемость является самым мощным источником для принятия решений на основе данных.
3. Управление доверием, рисками и безопасностью ИИ (оптимизация)
Поскольку нарушения конфиденциальности и инциденты безопасности, связанные с ИИ, становятся все более частыми, организациям необходимо внедрять новые возможности для обеспечения надежности, достоверности, безопасности моделей и защиты данных.
Управление доверием, рисками и безопасностью ИИ (TRiSM) требует от участников из различных бизнес-подразделений совместной работы по внедрению новых мер.
Исследование Gartner показало, что 41% организаций в Великобритании, США и Германии сталкивался с нарушением конфиденциальности или инцидентом безопасности ИИ, при этом компании, которые активно занимаются TRiSM, добились улучшения результатов ИИ-проектов.
4. Цифровые иммунные системы (оптимизация)
Цифровые иммунные системы внедряют основанные на данных инсайты в операции — включая автоматизированное и экстремальное тестирование и разработку ПО — для повышения устойчивости и стабильности систем.
Эту новую возможность ИТ-директора могут использовать для планирования новых методов и подходов к повышению ценности бизнеса, снижению рисков и повышению удовлетворенности клиентов.
По данным Gartner, 76% команд, отвечающих за цифровые продукты, в настоящее время также отвечают за получение доходов. Прогнозируется, что к 2025 г. организации, инвестирующие в создание цифрового иммунитета, сократят время простоя систем на 80%, что напрямую приведет к росту доходов.
5. Отраслевые облачные платформы (масштабирование)
Отраслевые облачные платформы предлагают сочетание SaaS, PaaS и IaaS, что позволяет компаниям использовать отраслевые наборы модульных возможностей. Благодаря этому организации могут извлекать выгоду из конкретных отраслевых бизнес-кейсов на пути к достижению конкретных целей.
Предприятия могут использовать готовые возможности отраслевых облачных платформ в качестве строительных блоков для создания уникальных и дифференцирующих цифровых бизнес-инициатив, обеспечивающих гибкость, инновации и сокращение времени выхода на рынок, избегая при этом привязки к поставщику.
По прогнозам Gartner, к 2027 г. более половины организаций будут использовать отраслевые облачные платформы для ускорения своих бизнес-инициатив.
6. Платформенный инжиниринг (масштабирование)
Платформенный инжиниринг — это дисциплина создания и эксплуатации внутренних платформ самообслуживания для разработчиков для доставки и управления жизненным циклом ПО.
Цель этой технологии — оптимизировать работу разработчиков и ускорить предоставление потребительской ценности продуктовыми командами.
По прогнозам Gartner, к 2026 г. 80% компаний, занимающихся инженерией ПО, создадут команды по разработке платформ, и 75% из них будут располагать порталами самообслуживания для разработчиков.
7. Извлечение ценности из беспроводных технологий (масштабирование)
Прогнозируется, что предприятия будут использовать целый спектр беспроводных решений для всех сред: от Wi-Fi в офисе и сервисов для мобильных устройств до сервисов с низким энергопотреблением и радиоподключения.
Сети будут предоставлять инсайты с помощью встроенной аналитики, а системы с низким энергопотреблением будут получать энергию непосредственно из сети, что приведет к тому, что сети станут источником прямой ценности для бизнеса.
По прогнозам Gartner, к 2025 г. 60% организаций будут одновременно использовать пять или более беспроводных технологий.
8. Адаптивный ИИ (новаторство)
В будущем появятся адаптивные системы ИИ, нацеленные на постоянное переобучение моделей и обучение в средах выполнения и разработки. Быстрая адаптация к изменениям в реальных условиях, которые не были предусмотрены или доступны во время первоначальной разработки, может быть достигнута на основе новых данных.
Эти системы используют обратную связь в реальном времени для динамического изменения обучения и корректировки целей, что делает их подходящими для операций, где быстрые изменения во внешней среде или меняющиеся цели предприятия требуют оптимизированной реакции.
9. Метавселенная (новаторство)
Gartner определяет метавселенную как коллективное виртуальное 3D-пространство, созданное в результате слияния виртуальной физической и цифровой реальности.
Согласно прогнозам, общая метавселенная будет независимой от устройств и не будет принадлежать одному поставщику, а виртуальная экономика будет основана на цифровых валютах и невзаимозаменяемых токенах (NFT).
По прогнозам Gartner, к 2027 г. более 40% крупных организаций по всему миру будут использовать комбинацию Web3, AR-облака и цифровых двойников в проектах, основанных на метавселенной и направленных на увеличение доходов.
10. Суперприложения (новаторство)
Gartner прогнозирует, что предприятия будут получать прибыль от «суперприложений» («superapps»), сочетающих функции приложения, платформы и экосистемы.
Эта технология не только обладает собственным набором функциональных возможностей, но и является платформой для сторонних разработчиков, на которой они могут создавать и публиковать свои собственные мини-приложения.
По прогнозам Gartner, к 2027 г. более 50% населения планеты будут ежедневно активно пользоваться несколькими суперприложениями.
«Хотя большинство примеров суперприложений — это мобильные приложения, концепция может быть применена и к настольным клиентским приложениям, таким как Teams или Slack. Главное, что суперприложение может объединить и заменить несколько приложений для клиентов или сотрудников», — сказал Карамузис.