8 ноября в рамках очередного пресс-клуба РУССОФТ представители ряда компаний этой ассоциации обсудили актуальные вопросы тех рынков ПО, на которых они работают. В терминах классификатора Единого реестра отечественного ПО это «Средства обеспечения информационной безопасности», «Встроенное программное обеспечение», «Прикладное программное обеспечение» и «Офисные приложения».
Напомним: в настоящее время РУССОФТ объединяет 286 компаний с общим штатом свыше 85 тыс. квалифицированных специалистов, занимающихся разработкой как заказного, так и тиражируемого ПО. Вот что рассказал нам главный аналитик РУССОФТ Дмитрий Желвицкий: «В последние годы сервисная выручка на российском рынке росла быстрее продуктовой. В экспортных доходах было наоборот. Прежде заказная разработка была большей частью на экспорт. В последние месяцы у некоторых продуктовых компаний выручка растет в разы. Прежде всего, у тех, кто поставляет базовое ПО вместо западных офисных пакетов и СУБД. Но и многие разработчики заказного ПО не очень стремятся развивать экспорт, поскольку в России сейчас хороший спрос на такого рода услуги. Что будет в итоге — сложно предположить. Не исключено, что продажи продуктовых компаний будут расти быстрее, чем продажи сервисных».
Говоря об особенностях текущего момента, президент РУССОФТ Валентин Макаров сказал, что сейчас в первую очередь проходит импортозамещение ПО в критической инфраструктуре и в критических процессах, где особенно велик риск их остановки или нарушения работы. «Но необходимо идти дальше и развивать технологии киберфизических систем, где российские разработки имеют перспективу стать лидерами нарождающихся мировых рынков нового уклада. И здесь не обойтись без государственной поддержки, поэтому мы разработали „дорожную карту“ мер поддержки экспорта, которую в ближайшее время представим регулятору», — сообщил он.
Председатель совета директоров «СёрчИнформ» Лев Матвеев, отметив важность разработки платформенных решений и поддержки экспорта со стороны государства, добавил: «Для успешного экспорта нужно предлагать иностранным партнерам не только продукт, но и полный комплекс услуг — сервисы, связанные с ПО, помощь с подготовкой специалистов для работы с ним».
«В начале 2022 г. ИТ-отрасль столкнулась с уходом и прекращением деятельности в России множества международных компаний-разработчиков заказного ПО. Однако, существенную долю сотрудников и команд ушедших компаний удалось сохранить. Не может не радовать тот факт, что экспертиза осталась на внутреннем рынке и эти команды продолжают реализовывать проекты для заказчиков. К тому же освободилась существенная ниша по оказанию услуг в заказной разработке ПО для внутренних клиентов», — считает генеральный директор IBS InfiniSoft Сергей Резонтов.
Заместитель директора департамента по развитию бизнеса группы «Иннотех» Андрей Гулидин полагает, что ограничение доступа к западным софтверным решениям дало импульс для революционного развития отечественных технологий. «Сегодня перед российскими компаниями-производителями ПО стоит очень важная задача — обеспечить технологический суверенитет страны, а также сфокусироваться на выстраивании альтернативных цепочек поставок в нейтральные и дружественные страны», — сказал он.
Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов отметил, что «вопреки ожиданиям многие страны сохраняют лояльность к российскому ПО и стремятся к независимости от американских технологий, которые с 2020 по 2022 гг. стали одним из элементов санкционной машины. Ориентир на экспорт и признание заказчиками за рубежом — ключевой показатель конкурентоспособности ИТ-продукта, в том числе на российском рынке. От наращивания экспортного потенциала российских решений выигрывают все. Заказчики в конечном счёте получают отечественный продукт, соответствующий мировым тенденциям и трендам».
Генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин обратил внимание на то, что уход зарубежных вендоров из России привел к росту нагрузки на ИТ-подразделения и нарушению выстроенных годами внутренних процессов компаний. Бизнес и государственные организации понимают, что прежние паттерны больше не работают, и все активнее переходят на российские продукты.
Рост интереса к отечественным программным продуктам — порой взрывной — отметили и другие спикеры РУССОФТ. Но есть и проблемы. По словам директора «Ауриги» по стратегическим инициативам и партнёрствам Андрея Шастина, существенно выросло количество запросов от российских компаний на разработку сложных продуктов/систем, с выделенным финансированием, но с недостаточным пониманием цикла разработки продукта. «Основные сложности в работе над такими проектами — недооценка необходимости таких фаз, как анализ технических и функциональных требований к продукту, прототипирование, автоматизированное тестирование, недостаточность долгосрочного планирования. Опираясь на свой многолетний опыт работы на западных рынках, разработчики ПО могут не только составить дорожную карту разработки продукта, но и провести проект от разработки к вводу в эксплуатацию и поддержке, учитывая все риски и давая прозрачные обоснованные финансовые оценки каждой фазы развития проекта», — считает он.
Исполнительный директор «Киберпротекта» (ранее «Акронис Инфозащита») Елена Бочерова видит несколько драйверов российского рынка разработки средств ИБ. Во-первых, на этот сегмент значительно влияет уход зарубежных вендоров. «В вопросе защиты данных и возможности их быстрого восстановления не может быть компромиссов, и в ситуации, когда поставщик просто прекратит поддержку решения, кончится срок лицензии, данные должны оставаться под такой же надежной защитой. Поэтому сейчас идет активная работа как по замене зарубежных решений, так и по разработке отечественных», — отметила она.
По ее словам, еще одна тенденция — форсированная перестройка ИТ-инфраструктуры практически всех заказчиков в корпоративном сегменте. «Речь идет о перестройке и замене как отдельных элементов информационной инфраструктуры, так и целых систем. Эти процессы неизбежно влекут инциденты, которые могут вызвать потерю данных или работоспособности ИС, и резервное копирование и защита данных становятся необходимым элементом».
С деньгами все не так просто
В оценках РУССОФТ, опубликованных в июле нынешнего года, среди прочего, говорилось: «в 2021 г. общая выручка отечественных софтверных компаний составила 1,56 трлн. руб. (21,2 млрд. долл.), в том числе продажи на внутреннем рынке — 815 млрд. руб. (11,1 млрд. долл.), а зарубежные продажи — 745 млрд. руб. (10,1 млрд. долл.)». При этом прогноз давался такой: «Если судить по опрошенным компаниям, то прогнозируемое увеличение их совокупного оборота в I полугодии 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года должно составить 16%, а экспорта — 14%». А что получилось по факту?
Многие ждали, что ответ на этот вопрос будет дан в ходе ноябрьского пресс-клуба РУССОФТ. Однако их надежды не оправдались. По мнению Дмитрия Желвицкого, проверить итоги первого полугодия сейчас сложно: «Даже ЦБ перестал раскрывать поквартальные данные об экспорте компьютерных услуг. По ним можно было прежде прикинуть, хотя темпы роста почти никогда с нашими не совпадали; ускорение и замедление почти всегда совпадало. ЦБ отражает фактический перевод денег в Россию, у нас — реальные продажи. Фактический перевод и продажи могут быть разведены по времени. Но теперь даже этой проверки нет».