Большинство (89%) молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и Интернета. Чаще всего (60%) юноши и девушки испытывают внутреннее чувство удовлетворения от оказываемой помощи. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
Еще в
Распространенность обратного наставничества
Большинство молодых россиян в возрасте от 14 до 35 лет (89%) хотя бы иногда помогают своим старшим родственникам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера, Интернета: каждый второй (52%) делает это регулярно, а каждый третий (37%) помогал всего несколько раз.
Таблица 1. «Помогаете ли вы время от времени своим родителями, бабушкам или дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера, Интернета?» (в % от всех опрошенных)
% |
|
Да, делаю это регулярно |
52 |
Помогал(а) несколько раз |
37 |
Ни разу не приходилось помогать, хотя с такими просьбами они ко мне обращались |
6 |
Ни разу не приходилось помогать, так как ко мне они никогда не обращались за помощью |
5 |
Готовность помочь в большей степени свойственна представителям возрастной группы от 18 до 24 лет (55% против 40% среди подростков от 14 до 17 лет).
11% молодых россиян признаются, что никогда не помогали своим родителям, бабушкам или дедушкам настраивать и использовать цифровые устройства. 6% — отказывались помогать, несмотря на то, что подобные просьбы от старших родственников поступали. 5% — не помогали, так как их не просили и сами они не думали о том, что нужно в чем-то помочь.
Юноши и девушки в равной степени помогают своим близким (88% юношей и 89% девушек). Среди тех, кто никогда не помогал пожилым родственникам, тоже почти нет гендерной разницы — 13% и 10% соответственно.
Эмоциональное отношение к наставничеству
Большинство молодых людей (60%) заявляют, что испытывают положительные эмоции, помогая своим близким с цифровыми вопросами. Чем старше молодые люди, тем выше доля настроенных положительно (73% в возрасте
Таблица 2. «Когда вы помогаете родителями, бабушкам или дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера, Интернета, вы испытываете скорее положительные, или скорее отрицательные эмоции?» (в % от всех опрошенных)
% |
|
Скорее положительные |
60 |
Скорее отрицательные |
12 |
Не испытываю эмоций |
17 |
Не помогал своим родственникам в этих вопросах |
11 |
Негативные эмоции, такие как недовольство или раздражение, при наставничестве своих старших родственников испытывает каждый десятый молодой человек (12%).
17% признаются, что, помогая родным, не испытывают эмоций.
Для юношей больше чем для девушек характерно позитивное отношение к наставничеству — они в большей степени испытывают положительные эмоции при помощи близким (72% против 64% девушек). Девушки, в свою очередь, чаще равнодушны и говорят о нейтральном отношении к менторству (24% против 14% юношей).
Проактивную позицию в отношении помощи близким с цифровыми вопросами демонстрируют более трети молодых людей (37%) — они обычно первыми предлагают свою помощь. Почти половина представителей молодежи (48%) отмечают, что не проявляют инициативу и помогают только тогда, когда к ним родные сами обращаются с просьбой.
Таблица 3. «Вы предлагаете помочь с вопросами настройки и работы гаджетов, Интернета сами или ждете, когда ваши родители, бабушки, дедушки обратятся к вам за помощью?» (в % от всех опрошенных)
% |
|
Обычно жду, когда они сами обратятся |
48 |
Обычно первым(-ой) предлагаю свою помощь |
37 |
Не помогал своим родственникам в этих вопросах |
11 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ: «Традиционная парадигма наставничества, когда более опытные специалисты учили молодежь, в современном цифровом мире меняется. Сегодня молодые люди в силу высокого уровня цифровой грамотности могут выступать наставниками не только для родственников, но для старших коллег, особенно в вопросах внедрения и использования цифровых технологий в бизнес-процессы организации. Например, обучать сотрудников использовать социальные сети для увеличения продаж или последним технологическим тенденциям в разных сферах. Работодателям и HR специалистам стоит обратить на это особое внимание и создавать комфортную среду в организации для межпоколенческого обмена знаниями и опытом».
Методология: всероссийский репрезентативный опрос молодежи. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие 1000 респондентов. Ошибка выборки не превышает 3,5% при доверительной вероятности в 95%. Опрос проведен в октябре 2022 года Аналитическим центром НАФИ с использованием собственной исследовательской платформы «Тет-о-Твет».